Газета об одаренных детях название. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика. Тонкости работы с одарёнными детьми: поддержка в школе и в семье

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Детская одаренность»

Составитель:

Газетдинова Ольга Александровна

Санкт-Петербург 2019

Введение.

1. Общее понятие одарённости

2. Виды одарённости

4. Факторы, влияющие на развитие одаренности

5.1 Комплекс задач дополнительного образования в раскрытии талантов одаренного ребенка

Заключение

Список литературы

Введение

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Однако существуют проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, а так же понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию.

Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Целью работы является раскрыть возможности выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей с помощью дополнительного образования.

1. Общее понятие одарённости

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения («диссинхрония развития», её мы рассмотрим позже). Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

  • повышенная любознательность. Одарённые дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир.
  • способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы).
  • отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении.
  • большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы.
  • повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
  • яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

  • сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
  • хорошо развитое чувство юмора.
  • попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";
  • преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны:

  • очень высокий энергетический уровень
  • низкая продолжительность сна.

Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.

2. Виды одарённости

1.Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

2.Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

3.Творческая одаренность.

В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

4.Социальная одаренность.

Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

3. Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход .

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

4. Факторы, влияющие на развитие одаренности

Исходя из всего вышесказанного можно выделить факторы, влияющие на развитие одаренности:

1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей

У части одаренных детей, прежде всего, исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается действительно дисгармоничное развитие, которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

2. Семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме.

3. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку.

Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение, - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя.

4. Личность одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков. Вот некоторые из них:

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

5. Дополнительное образование в раскрытии талантов одаренного ребенка.

Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. Оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

Чаще всего благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются в сфере художественно-эстетического развития. В учреждения дополнительного образования детей в основном приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Нередко исходят от педагогов две другие опасности. Первая - это когда ради престижа учебного заведения происходит эксплуатация неординарных способностей ученика, что часто вредит ребенку. Вторая - это неосознанное стремление руководителя реализоваться через обучающихся, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В этих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

Если же таких трудностей удается избежать, то дополнительное образование становится важным для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация учреждения дополнительного образования должна прежде всего стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею -создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в современном мире.

5.1 Комплекс задач дополнительного образования в раскрытии талантов одаренного ребенка:

- обеспечение условий для личностного и индивидуального развития детей, создание ситуации успешности для них;

Предоставление возможностей получения широкого спектра услуг дополнительного образования;

Формирование системы интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Создание механизма поиска и выявления одаренных и талантливых детей;

Психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей;

Взаимодействие с родителями одаренных обучающихся.

5.2 Принципы создания образовательных программ в дополнительном образовании для одаренных детей.

  1. Содержание образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
  2. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  3. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
  4. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование нужных источников.
  5. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в выставках, мероприятиях и т.д. с помощью грантов, дипломов, грамот.
  6. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социумом, природой, культурой и т.д.
  7. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
  8. Результатом реализации образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно быть портфолио одаренного ребенка, которое включает в себя не только грамоты, дипломы и т.д., но и этапы становления: результаты тестирования, мониторинга, наблюдений.

Заключение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Увидеть одаренного ребенка очень сложно. Зачастую выявление одаренных детей носит формальный характер, не основываясь на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом: новому обществу нужны люди с нестандартным мышлением. Они умеют ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Поэтому, если мы строим новое общество, то и люди там должны быть инициативные, творческие, заинтересованные, умеющие думать и действовать продуктивно. Таким образом, во главу образования в наше время ставится личность и её потенциальные возможности.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. При этом для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Список литературы:

1. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. «Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие», Казань: ТГГПУ, 2010. -56 с.

2. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности», М., 2003. - 90 с.

3. Винокурова, Н.К., « Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых » , М.: « Эйдос » , 1994.- 156 с.

4. Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей», М; 1997.- 310 с.

5. Матюшкин А.М. « Загадки одаренности: проблемы дидактической диагностики », М.: Директ-Медиа, 2014. – 127 с.

6. Монина Г., Рузина М., « Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность » . – СПб.: « Речь », 2010, 128 с.

7. « Одаренные дети »: Пер. с англ./Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.- 376 с.

8. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. М.: Арманов-центр, 2010

9. Савенков А.И. "Одаренные дети в детском саду и школе ". - Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. зав. - М.: Академия, 2000. - 232с.

10. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения», М; «Владос», 2000. - 320 с.


Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью -стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.

В педагогике хорошо известен тезис Я.А. Коменского о том, что обучение должно быть природосообразным, должно отвечать природе ребенка и сообразовываться с законами ее развития.

Мы знаем, что обучение это один из видов человеческой практики, а любая практика может быть успешной только тогда, когда она отвечает объективным законам природы и общества. Еще древние говорили, что природу побеждают только повинуясь ей. Никакая практика не может быть успешной, не может привести к положительным результатам, если она не согласуется с объективными законами бытия, и тем более, если она противоречит им.

А педагогическая практика не может составлять здесь исключения.

В свое время Я.А. Коменский обратился к поиску законов умственного развития ребенка за которым, как он считал, должно следовать обучение.

Нет сомнений, что со времен Я.А.Коменского обучение стало гораздо более природосообразным, и овладение детьми, например, навыками чтения, началами математики и естественных наук требует сейчас значительно меньшего времени и усилий. Многие дети с успехом овладевают обширными знаниями в средней и высшей школе, что раньше было невозможно не только по общественно-социальным, но и по педагогическим причинам.

Это очевидно каждому, кто сталкивается с практикой современной массовой школы, которая вместо того, чтобы развивать в детях естественную любознательность, потребность в познании, широту интересов, способность к интеллектуальному сотрудничеству, сплошь и рядом только убивает в них эти качества, отбивает охоту к учению и к умственным усилиям.

Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение.

Как отмечает Е. И. Щебланова, ссылаясь на зарубежные и отечественные источники, было показано, что «традиционное обучение сдерживает развитие таких детей и для раскрытия их потенциала необходимы специальные модификации программ и методов обучения в соответствии с их психологическими особенностями видом и уровнем одаренности, интересами, мотивационно-личностными характеристиками)» Так или иначе мы разделяем тот подход к пониманию одаренности, который опирается на понятие потенциальной одаренности и фактически отвечает «прагматико-гуманистической» ориентации - одаренных детей столько, сколько не могут раскрыть свою индивидуальность, достигнуть потенциально возможных для них высоких результатов в том или ином виде деятельности в условиях традиционного обучения.

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности»

Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.

Так, например, Барбара Кларк считает, что одаренные дети - это такие дети, «которые показывают или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития способностей, а не их потерю или снижение»

Еще один из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области изучения одаренности - Дж. Рензулли, в отличие от Барбары Кларк, не делает акцента на биологическом созревании и особенностях функционирования мозга как основы развития одаренности ребенка. Согласно его представлениям, одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных «кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня, высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных учебных программах», - отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия одаренности.

Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей.

Хотелось бы отметить и еще одно основание в пользу разработки программ и специального обучения одаренных детей. Как отмечают многие зарубежные исследователи, специальные программы для одаренных являются фактически настоящими «лабораториями», создающими передовой опыт обучения. Их дальнейшая судьба - использование в обычном учебном процессе. «Приемы работы, бывшие ядром многих специальных программ для одаренных, включаются в обычный учебный процесс с целью развития всех учащихся», - пишут Дж. Рензулли и С. Риз. Таким образом, хорошая программа для одаренных детей сегодня - перспектива хорошей программы для большинства детей «завтра».

В чем же заключается специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Мы уже говорили о том, что традиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. И если мы признаем, что одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.

Известно, что большинство одаренных учащихся способно к самостоятельному изучению интересующих их тем, обнаружению связей между предметами и идеями, высокому уровню рассуждения и обобщения. В результате они уже до начала школьного обучения обладают информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, а ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывать скуку и нетерпение. Такие учащиеся нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей вызов их способностям. Одна из стратегий помощи в таких ситуациях - это применение системы индивидуальных заданий, в которых учащиеся могут сами регулировать уровень сложности материала, выполняя проверочные задания до и после изучения тем, причем методы такого обучения должны соответствовать сложности материала.

Например: как бы ни было велико количество учащихся, желающих изучать диких животных, растения или освоение космоса, для ряда детей эти темы не будут представлять никакого интереса - в силу ли их изученности (ведь одаренные дети часто знают значительно больше своих сверстников), излишней конкретности (их интересуют объяснения, абстрактные идеи и теории) или увлеченности другой темой, не предусмотренной планом. Каждая же из этих частных тем «накладывает» жесткие содержательные рамки, которые препятствуют подлинной индивидуализации обучения с учетом интересов, потребностей и уровня развития каждого ребенка.

Важный шаг в решении возникающих проблем - «расширение», раздвижение содержательных рамок, т. е. переход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных «тематических разделов» как способу организации содержания обучения по предметам. Например, вместо тем «Растения» и «Животные» возьмем проблему «Исчезновение растительного и животного мира» или, еще шире, «Выживание». Такая формулировка темы, основанная на содержательной интеграции многих более узких тем и проблем, отвечает стихийному интересу одаренных детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать конкретные сведения о динозаврах и других видах животных и растений, а наряду с этим дает возможность другим детям заниматься изучением климатических изменений, способствующих или препятствующих сохранению окружающего мира, космических влияний, исторических эпох и т. п. Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему, соответствующую его индивидуальным интересам. А если мы возьмем еще более широкую или глобальную тему, например «Выживание» или «Изменение», то легко продемонстрировать, как стремительно расширяются и становятся практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов, традиционно «разбросанных» по различным дисциплинам.

Легкость понимания учебного материала одаренными детьми связана также с потребностью его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных интеллектуальных возможностей. Нелюбовь к повторению уже понятых правил, принципов, теорий может восприниматься их менее способными сверстниками, а часто и учителями, как проявления «всезнайства» и отрицательно влиять на отношение к ним.

Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов.

Обеспечивая же развитие и раскрытие индивидуальности не только 1-2 % вундеркиндов, а широкой «прослойки» детей, составляющей около 20 % от всей возрастной выборки, мы создаем условия для больших и малых открытий в области науки и техники, расцвета культуры и искусства. Ведь творения столь редко встречающихся гениев опираются на те потребности и возможности, которые были созданы благодаря безымянной творческой работе множества изобретателей, ученых, художников и т. п. Это хорошо проанализировал Л. С. Выготский, который показал, что, «как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества».

Действительно, особенностей этих детей, таких как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления и многое другое, вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одаренных детей, происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс.

Детская одаренность - одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.

Необычные способности детей к обработке информации позволяют воспринимать разнообразные идеи одновременно на нескольких уровнях. Этому соответствуют стратегии обучения, которые включают выполнение исследовательских проектов по самостоятельно выбираемым темам с выдвижением гипотез и их проверкой и развитие исследовательских навыков. Окружающие могут воспринимать таких детей как не по возрасту серьезных. В то же время рутинные упражнения, натаскивание, зубрежка часто вызывают у одаренных детей острое неприятие и нарушения поведения.

Высокая скорость мыслительных процессов у таких детей требует соответствующей скорости предъявления идей, возможности самостоятельно регулировать скорость учения. Эффективным является использование в обучении «мозгового штурма», «быстрого чтения», тогда как отсутствие активности и прогресса в обучении может вызывать фрустрацию - переживание «чувства крушения», ведущее к формированию отрицательных черт поведения.

Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия - одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Где граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения?

Существует большое количество основных признаков одаренности, в которых отражаются особенности одаренных детей, проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Как правило, наличие таких признаков можно оценить при наблюдении за особенностями поведения ребенка. Трудность заключается в том, что сами признаки одаренности весьма разнообразны и сильно зависят от социокультурной среды. Это порождает значительные расхождения в представлениях о том, что должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей, а что нет, какие признаки обязательно должны проявляться, а какие нет и т. п. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, можно считать такую позицию в этом вопросе, согласно которой наличие хотя бы одного из выделяемых признаков должно привлекать внимание специалиста и побуждать его к тщательному и продолжительному анализу конкретного случая.

Анализ существующих признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик, связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности деятельности ребенка. Многие отмечают наличие некоторых общих, абсолютных, или универсальных, атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах (практически вне зависимости от культурного контекста), и специфических признаков, которые наблюдаются в одних и не наблюдаются в других социокультурных слоях.. Так, например, в очень известной во всем мире книге Барбары Кларк приводится пять таких признаков, характеризующих умственную (интеллектуальную), академическую, творческую, лидерскую одаренность и одаренность в области визуального и исполнительского искусства (музыка, живопись, танец, драма).

Существует недостаток в подготовке педагогических кадров - их невладение методами диагностики уровня развития личности и прежде всего умственного развития детей. Поэтому одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагога к практической работе - вооружение его не только знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития детей, но и умениями выявлять их и измерять с помощью современных психодиагностических методик.

Психодиагностика необходима современному учителю для того чтобы:

  1. наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребенка;
  2. иметь возможность ему определять программу дальнейшего развития детей с тем, чтобы создавать оптимальные условия развития как для слабых, так и для сильных;
  3. осуществлять индивидуальный подход к школьникам при оказании им помощи в случае затруднений.

Известный педагог Ш.А.Амонашвили в одном из интервью говорил, что, хотя педагогика как наука, конечно, существует, но строго научно обоснованного в ней так мало, что на ладони поместится, а если говорить о педагогической мудрости, то ее еще меньше.

Подобное положение дел было всегда ясно Л.В.Занкову. Он писал, что когда он приступал к разработке своей системы развивающего начального обучения, он не имел возможности опереться на какую-либо психологическую теорию, так как хорошей, полной, обоснованной фактами теории развития просто не было.

Тем не менее система развивающего начального обучения была создана.

Сейчас она явно вызывает интерес у педагогов, которых не удовлетворяют традиционные программы и методики и которые видят, какие положительные результаты дает данная система.

Цель системы - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л. В. Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребенка, его нравственных представлений в их нерасчлененном единстве. В таком случае движущими силами психического развития школьников становятся не только внешние факторы (особенности системы обучения), но и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания).

Ведущим понятием методологии такого обучения является целостность педагогической системы, соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними.

В исследованиях учителей и методистов показано, что у детей, обучающихся по системе Л. В. Занкова, лучше, чем у других, развита наблюдательность, способность к обобщению, к самостоятельному выполнению разного рода заданий.

В обычной школьной программе возможность выражать свои идеи визуально и интегрально, в пространственной форме сильно ограничена. Дети с опережающим развитием визуальных и пространственных способностей часто с трудом воспринимают строго последовательный и фрагментарный материал, избегают таких заданий или требуют целостного представления изучаемой темы, что часто воспринимается как нарушения поведения и неуважение учителя. В системе же Л.В.Занкова дело обстоит иначе.

Современная практика работы с одаренными детьми весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные или слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является поддержка и развитие детей с общей (умственной) одаренностью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе. Именно эта категория детей часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна быть основным местом развития таких детей. В самом деле, ребенок, демонстрирующий те или иные специальные способности, может успешно развивать их как в системе дополнительного образования, имеющей большой опыт работы с такими детьми, так и в процессе обучения в школе по специальным программам повышенной сложности - математической, лингвистической и г. д. А для ребенка с признаками общей одаренности не остается ничего другого, как «учиться как все» или «присоединиться» к тем, кто проявляет повышенные способности и склонности к определенной области. Проблема усугубляется также тем, что ранняя специализация обучения для детей с общей одаренностью, как правило, является неприемлемой ни с точки зрения удовлетворения их широких познавательных потребностей, ни с точки зрения задач их развития.

Мы можем сформулировать четыре организации содержания обучения для одаренных школьников:

  1. Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.
  2. Крупные содержательные единицы; изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.
  3. Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.
  4. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

Таким образом, одним из важнейших источников трудностей одаренных детей в школьном обучении служит расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одаренности и предлагаемыми конкретной структурой образования. Достижение этого соответствия призвано обеспечить специально создаваемые программы обучения и поддержки детей с разными видами одаренности, многие из которых доказали свою полезность и эффективность. И все же вне сферы внимания таких программ остаются как раз те, кто больше всего нуждается в помощи, поскольку отбираются для них главным образом самые успешные в той или иной деятельности дети. Предлагаем опросник для выявления одаренности детей младшего школьного возраста.

  1. Мне нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает нам учитель на занятиях. (+)
  2. Больше всего мне нравится, когда на уроке мне надо самому (самой) додуматься до чего-то, открыть какую-то закономерность или прийти к новой идее. (+)
  3. Я люблю отгадывать слова (понятия), строить догадки о смысле каких-то непонятных изображений, высказываний. (+)
  4. Мне нравится изучать проблему с разных сторон. (+)
  5. Я люблю находить разные пути (варианты) решения одной и той же проблемы или задачи. (+)
  6. Мне нравится оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. (+)
  7. Больше всего мне нравится, когда на уроке есть возможность самому (самой) сформулировать проблему для изучения. (+)
  8. Я люблю тратить много времени на решение проблемы, которую я не смог (смогла) решить сразу (+)
  9. Мне нравится, когда учитель все подробно объясняет и рассказывает и не надо много думать самому (-)
  10. Я люблю, когда мне приходится самостоятельно искать необходимую информацию или объяснение чему-либо. (+)
  11. Больше всего мне нравится, когда учитель помогает нам думать, а не делает это за нас. (+)
  12. Я предпочитаю работать один (а не в группе). (-)
  13. Мне интересно изучать глобальные темы и проблемы (такие, как «Влияние», «Изменение», «Порядок»). (+)
  14. Мне нравится, когда на уроке у меня есть возможность выступать или отвечать перед классом, представляя найденные мною новые факты, мысли и идеи своим одноклассникам или друзьям. (+)
  15. Мне нравится находить что-то общее, связь между различными явлениями и процессами. (+)
  16. Мне трудно учиться в школе.
  17. Мне неинтересно учиться в школе. (-)
  18. Больше всего я люблю выполнять такие задания, когда нужно что-либо запомнить, а не ломать голову над сложной задачей. (-)
  19. Я предпочитаю готовить домашние задания по междисциплинарному обучению и другим предметам самостоятельно, не рассчитывая на помощь родителей. (+)
  20. Я не очень люблю слушать выступления своих товарищей, мне это кажется неинтересным. (-)

Примечание: знак «плюс» или «минус» после каждого высказывания означает тот вариант ответа («согласен» или «не согласен»), который оценивается в два балла, как соответствующий положительному отношению к особенностям обучения.

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Выявление талантливых малышей - задача кропотливая и сложная. Одарённые дети - это ребята, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом.

Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант? Каким образом выявлять ребёнка, который по своему уровню опережает в развитии сверстников, и каким способом выстраивать работу с такими детьми?

Плюсы и минусы одарённости

Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка. К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался. Но, как ни парадоксально это звучит, именно талантливый ребёнок доставляет педагогам затруднения в обучении детского коллектива.

Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:

  • Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
  • Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
  • Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью
  • Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
  • Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
  • Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

Школа для одарённых детей: задачи и цели

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является выделение и воспитание одарённых учеников, а также развитие и помощь в реализации их возможностей. Среди учащихся во в школах проводится просветительская работа. Она включает в себя проведение семинаров и курсов, которые направлены на предоставление информации по обучению и воспитанию способных учеников. Цель школы - формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости.

В нашей стране в качестве дополнения к общеобразовательному процессу функционируют лицеи, гимназии и специализированные центры, в которых обучаются одарённые дети. В этих учебных учреждениях действуют и обновляются инновационные программы, направленные на повышение эффективности работы с талантливой молодёжью. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.

Но случается и такое, что учитель часто не может заметить уникальность ученика или не знает о его способностях. Встречаются учителя, которые равнодушны к необычным детям и не стремятся каким-то образом стимулировать их способности.

Типичные проблемы одарённых детей

Распространёнными проблемами талантливых детей считаются:

  1. Сложность найти близких по духу людей.
  2. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.
  3. Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
  4. Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
  5. Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
  6. Потребность во внимании со стороны взрослых.

Учителю не всегда удаётся понять и выявить среди учеников одарённого ребёнка и дать положительную оценку его способностям и достижениям. А психологи не имеют соответствующих методик и рекомендаций, чтобы диагностировать интеллект детей. Стандартные тесты не показывают полной картины, и при их помощи невозможно вывить индивидуальные особенности личности.

Сложность ещё заключается в том, что ребёнок чувствует свою непохожесть, воспринимает её как нечто аномальное и начинает прятать от посторонних свои способности. Исследования подтверждают, что высокоодарённые дети постоянно находятся в социальной изоляции из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.

Педагогическая поддержка одарённых детей

Перед школой, педагогами и психологами стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией учащихся школа должна ориентироваться на следующее:

  1. Индивидуальное обучение.
  2. Создавать условия, подходящие для успешного развития способного ученика.
  3. Предоставлять максимальные возможности для развития таланта.
  4. Одарённые дети - это тот особенный контингент, который можно считать национальным достоянием. Поэтому требуются специальные меры поддержки как материальные, так и моральные. Для такой категории учащихся необходимо создавать в школах все условия, чтобы дети могли совершенствоваться в соответствии со своими интересами.

Если рассматривать процентное соотношение, то одарённых детей гораздо больше, чем талантливых взрослых. Это объясняется тем, что без помощи профессионалов и их участия, вырастая, дети становятся обычными людьми.

Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. Помощь талантливым детям строится на следующих постулатах:

  1. Формирование уверенности в успехе посредством индивидуальных занятий.
  2. В более углублённом изучении школьных предметов на факультативах и дополнительных занятиях.
  3. Вовлечение ребёнка в научно-исследовательскую деятельность.
  4. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и мозговых штурмах.
  5. Тесное взаимодействие с другими школами и институтами.
  6. Награждения и поощрения одарённых учеников, публикации в СМИ.

Трудности обучения и общения с одноклассниками

Совместная деятельность психолога и учителя в школе направлена на развитие талантливых детей, их познавательной активности, творческих способностей и оригинального мышления. Учитель планирует свою деятельность с включением в педагогический план курсов по работе с такими детьми. И по возможности формирования профильного класса, учитывая особенности одарённых детей.

Одарённый ребёнок в классе всегда любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. У него богатая фантазия и огромное желание учиться. Наряду с положительными качествами отмечается неспособность принимать точки зрения других детей. Также выражено формальное отношение к учёбе. Кроме того, одарённый ученик отстаёт физически от одноклассников и никогда не стремится отстаивать своё мнение в споре.

У талантливого ребёнка присутствуют такие черты характера, которые не способствуют с одноклассниками. Имея собственное представление о юморе, они часто высмеивают одноклассников, подшучивают над их слабостями и промахами. При этом сами болезненно реагируют на критику в свой адрес. Они несдержанны, не умеют уступать и контролировать своё поведение. В результате вырисовывается такая картина: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сфера соответствует биологическому возрасту, поэтому запаздывает в своём развитии. Отсюда и вытекают все проблемы одарённых детей.

Способный ребёнок нацелен быть всегда в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. При этом, ошибаясь или не встречая похвалы со стороны педагога, он может обижаться и капризничать. Для того чтобы помочь ребёнку правильно развиваться в коллективе ровесников, важно понимать особенность социализации таких детей. И проводить работу, направленную на формирование у них навыков позитивного общения с одноклассниками.

Оценка поведения способных детей

Психология предлагает применять несколько базовых принципов, направленных на сопровождение одарённых детей. При этом необходимо основываться на правильной оценке поведения ребёнка и его деятельности. Целесообразно задействовать много различных методов и технологий:

  1. Использование различных вариантов наблюдения за ребёнком.
  2. Ведение и создания банка данных талантливых учащихся.
  3. Проведение диагностических тренингов.
  4. Включение в обучение уроков по специальным программам.
  5. Подключение ребёнка к индивидуальным играм и занятиям.
  6. Осуществление различных интеллектуальных конкурсов, соревнований, матчей и фестивалей.
  7. Организация профильных лагерей, а также направление ребят на участие в научных, экологических, краеведческих экспедициях.
  8. Проведение экспертной оценки поведения ребёнка родителями и учителями.
  9. Оценивание деятельности ребёнка профессионалами.

Не стоит задаваться целью и сразу фиксировать наличие одарённости у ребёнка. Выявление способностей необходимо связывать исключительно с задачами по их обучению, воспитанию и оказанию психологической помощи и поддержки педагогов.

Дар или наказание?

Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.

Многие семьи считают, что одарённые дети - это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй - тогда образование будет иметь положительную динамику.

Специфика талантливых детей

Любой ребёнок индивидуален, но при всём разнообразии проявления черт характера сразу выделяется в общей массе сверстников не только своим поведением, но и общением со взрослыми, неустанным стремлением к познанию.

Психологи выделяют некоторые условия работы с одарёнными детьми, знание которых помогает правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс. В основном одарённые дети - это те, кому свойственны следующие черты:

  1. Любознательность и стремление показать себя.
  2. Раннее умственное развитие, честность, открытость, серьёзность.
  3. Настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям.
  4. Увлечение своим делом, хорошая память и энергичность.
  5. Демонстрация независимости, но и одиночество в работе.
  6. Общительность и умение быстро установить контакт не только с детьми, но и со взрослыми.
  7. Большой багаж знаний.
  8. Уверенность и спокойствие в любой ситуации.

Начальная школа как старт формирования личности

Ребёнок, получивший задатки воспитания в дошкольном учреждении и от родителей, полностью раскрывается в школе. Начальное обучение - это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Поэтому перед учителем стоит такая задача, как развитие каждой личности и выявление одарённых детей. То, что есть одарённые дети в начальной школе, становится понятно уже в начале учебной деятельности. Они проявляют свою самобытность, самостоятельно принимают решения и выстраивают своё поведение.

Пубертатный период вносит определенные проблемы в жизнь подростка. Если в начальной школе способному ученику не удалось наладить общение с одноклассниками, то в среднем, а затем и в старшем звене такой ребёнок становится изгоем. Дети перестают интересоваться им, считая заносчивым и высокомерным. Отношение одноклассников способно перерасти в психологическую проблему и повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Он может стать замкнутым и закрытым для окружающих. Каким образом вести себя в начале школьной жизни? Ответ лежит на поверхности. Не стоит скрывать свои способности, но и постоянно их афишировать тоже не имеет смысла.

Выявление индивидуальных способностей

Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.

Обучение одарённых детей - удовлетворение их потребностей в знаниях

Когда ребёнок с незаурядными способностями начинает проявлять себя, перед учителем встаёт вопрос, как и чему учить, чтобы содействовать развитию способностей ученика. Программы, рассчитанные на одарённых детей, должны отличаться от обычных учебных методик. В идеале обучение таких детей должно соответствовать их потребностям. И желательно, чтобы функционировала школа для одарённых детей. У талантливых учеников имеются такие черты, которые стоит учитывать:

  • Способность быстро усваивать смысл понятий, положений и принципов. А это требует дополнительного материала для изучения.
  • Необходимость сосредотачиваться на привлёкших интерес проблемах и желание в них разобраться.
  • Умение подмечать, рассуждать и выдвигать свои объяснения.
  • Обеспокоенность и тревога из-за своей непохожести на ровесников.

Психологи отмечают дефицит эмоционального баланса у одарённого ребёнка. Он бывает нетерпелив, порывист, уязвим, и ему свойственны преувеличенные страхи и тревожность. Существуют две различные точки зрения на обучение детей с ярко выраженными способностями. Согласно одной, необходимо оборудовать специальные классы или учебные учреждения. Другая точка зрения предполагает, что должны учиться и выстраивать отношения с обычными учениками, иначе они не научатся жить среди обычных людей, работать и общаться с ними.

Раннее проявление неординарности

Психология разделяет одарённость на два вида. Она бывает ранней, поздней и напрямую зависит от психики ребёнка и возрастного периода, когда она проявила себя. Известно, что раннее обнаружение каких-либо талантов у малыша часто не трансформируется в высокие показатели в старшем возрасте. Также отсутствие каких-либо проявлений таланта или дарования у дошкольника не означает, что затем ребёнок не проявит себя как талантливая личность.

Пример ранней одарённости - это блестящие успехи в одном виде занятий: музыка, рисование или вокал. Особняком стоят дети-интеллектуалы, у которых отмечается высокий темп психического развития. Для них характерны ранние успехи в чтении, письме и счёте. У таких малышей цепкая память, наблюдательность, сообразительность и стремление к общению.

Отмечено, что раннее дарование проявляется в искусстве, особенно в музыке, а позднее и в рисовании. Одарённые дети в ДОУ демонстрируют быстрое усвоение информации, испытывают желание творить и познавать окружающий мир.

Ошибка родителей, понимающих уникальные способности собственного чада, постоянно ему говорить о его непохожести и исключительности, поднимая его над остальными детьми. Из-за такого воспитания дети ведут себя в детском саду обособленно. Они отстраняются от других малышей и их не интересуют совместные игры.

Общение малыша со своими ровесниками является важным фактором в его развитии. Отсюда следует вывод, что чем благополучнее складываются отношения одарённого ребёнка с окружающими его детьми, настолько полно он захочет и сможет реализовать свои способности. Для адаптации ребёнка в социуме следует знать, что приводит к возникновению проблем в установлении контактов. Причины разделяются на три группы:

  1. Нормы поведения, которые диктует общество и культура.
  2. Завышенное ожидание и амбиции родителей.
  3. Личные качества ребёнка.

Как организовать развитие одарённых детей?

Деятельность по организации работы с талантливыми детьми строится таким образом:

  • Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
  • Анализ успешности и результативности ученика.
  • Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
  • Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
  • Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
  • Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного уровня.
  • Поощрение дипломами, грамотами и призами.

Работая с талантливыми детьми, педагоги должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе.

Тонкости работы с одарёнными детьми: поддержка в школе и в семье

Для того чтобы ребёнок чувствовал поддержку и заботу взрослых, необходимо в школах проводить групповые занятия с одарёнными детьми, факультативы, предметные кружки. А также привлекать ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Длительное время одарённость рассматривалась отдельно от социальной и педагогической практики. Ориентированная на средний уровень, общеобразовательная школа не приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своими способностями. Соответственно, она не всегда готова помочь талантливым детям развиться и реализоваться в полной мере.

А между тем одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Пустить на самотёк таланты - ошибка любого государства. И как итог, хочется добавить, что работа с одарёнными детьми - это постоянный, сложный, требующий внимания процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Одна из актуальнейших проблем дошкольного и школьного обучения, воспитания и развития в нашей стране и за рубежом - проблема выявления воспитания, обучения и развития одаренности и способности у детей.

Гуманизация и демократизация общества в целом и образования в частности требует создания условий для максимальной реализации способностей и потенциальных возможностей каждого человека. Решение этой задачи предполагает овладение каждым ребенком общественно-историческим опытом многих предшествующих поколений людей. Приобщение к богатствам духовной культуры общества позволит ребенку определить свои интересы. Однако овладение духовной культурой необходимо еще и для того, чтобы сформировать духовно богатую личность, характеризующуюся богатством и разнообразностью интересов. Каждое развитое государство заинтересовано во всестороннем развитии детей с первых дней жизни. Об этом писали крупнейшие педагоги мира (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, а затем К.Д. Ушинский, М.Монтессори, А.П.Усова, А.В.Запорожец и др.), которые подчеркивали необходимость развивать у детей органы чувств, важнейшие психологические процессы.

Развитие органов чувств и сенсорных процессов, осуществляемых на этой основе, необходимо для формирования различных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое значение это положение имеет для развития таких психологических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, образные представления мышления, воображение, память. Все психические процессы являются базой для формирования творческого потенциала личности ребенка.

Малыши с опережающим развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!») , громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память («все запоминает в таких деталях!») , хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями») . Эти дети способны к творчеству, умеют классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи, постоянно проявляют самостоятельность, активны, в учении значительно превосходят сверстников.

Для одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности, замыслы которой отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Постепенное овладение творчеством в разных видах деятельности и в разных направлениях развития способностей происходит в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению Т.С.Комаровой, в основе развития любых способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, движения кистей обеих рук (или пальцев) поочередно, чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок мог создавать изображение. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах. Необходимо сенсорное и сенсомоторное развитие детей - «ум ребенка на кончиках пальцев».

Важным условием развития одаренности и способностей у детей явялется профессионализм педагога. Роль педагога в обучении, воспитании, развитии очень велика. Чтобы воспитывать, обучать и развивать ребенка, педагог должен сам учиться и развиваться всю жизнь. Об этом писали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. В произведениях А.П.Чехова убедительно показано, что учитель тесно связан с окружающим его обществом, которое влияет на формирование его интересов, образ жизни, содержание свободного времени педагога и определяет его культурный и профессиональный опыт.

Особое значение в развитии одаренности имеет среда, в которой прибывает ребенок. Следует подчеркнуть, что в Федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется именно среде. Среда многофункциональна: она позволяет ребенку приобретать жизненный опыт, видеть взаимосвязь разных предметов в эстетической развивающей среде (мебель, игрушки, произведения искусства и т.д.), направлена на интеллектуальное, эстетическое (формирование эстетического вкуса, эстетического восприятия) развитие детей, способствует развитию творчества (организация среды для разнообразных творческих деятельностей), удовлетворяет потребности ребенка в красоте, общении, удобстве, деятельности, позволяет устанавливать содержательные контакты с людьми. Для обеспечения психологической подготовки родителей необходимо для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка подготовить консультативные материалы об одаренных детях и их воспитании через беседы и семинары, деловые игры и тренинговые занятия, а также регулярно представлять психологические материалы в печати, на страничках интернета.

Встречаются дети, которые делают открытие собственной одаренности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми. Важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом. Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку. Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих одаренных детей дошкольного возраста приводят к тому, что родители и воспитатели делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного общения. Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта.

Родителям необходимо не только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия. Как складывается в человеке представление о самом себе? Психологи утверждают, что этот процесс представляет собой кристаллизацию того, как на нас реагируют другие люди. В ходе своих исследований окружающего мира ребенок узнает, что он может или не может сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему, насколько эти достижения ценны. Поведение личности в большой степени определяется конечным результатом. Результат этот может быть внутренним или внешним, первичный или вторичным, материальным или духовным, а также кратковременным или долговременным в зависимости от моделей, предлагаемых сторонниками разных психологических теорий. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые, приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.

Для маленького ребенка желаемые результаты напрямую связаны с приобретением механических навыков и изучением значения окружающих предметов и явлений. Также важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так как стиль поведения, способствующий этому, часто болезненно сказывается как на самом ребенке, так и на окружающих. Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум, который возглавлял исследования выдающихся достижений детей в плавании, теннисе, музыке, математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков признания в будущем. Он утверждает, что это стремление рождается и поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях были бы весьма интересны для родителей, которые пытаются определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с будущим ребенка. Особое место в этих исследованиях отводится сообщениям родителей некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем возрасте такие же или даже большие способности, но никогда не проявляли такого стремления преуспеть, как «звездные» дети. Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? О каких ребячьих достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? Какие события пересказываются бабушкам и дедушкам? Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов не надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет других полезных навыков и достижений. Когда внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие ребенка может стать совсем не таким, какого желают гордые родители.

Родительские оценки для ребенка - одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки. Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами. Такие ситуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни, и ему трудно понять, как его собственное поведение влияет на других детей. Фразы вроде: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» - часто не оказывают серьезного воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. Обычный для детей такого возраста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт близко к сердцу. В этом случае взрослые, окружающие ребенка, должны найти иной способ помочь ему воспринять все так, как следует. Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители и учителя могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой, - и это несмотря на то, что их 5-6-летний ребенок превосходно владеет искусством речевой коммуникации. Специалисты, занимающиеся изучением человеческого поведения, замечают, что под игнорированием нельзя понимать нейтральное отношение. Это сильно выраженное негативное чувство. Родители, предпочитающие не уделять никакого внимания особым талантам ребенка. В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на свете - быть таким, как все. Тут он начинает скрывать свои способности, из-за которых вынужден воспринимать себя «белой вороной». Детей сбивает с толку само обладание способностями и возможность (или невозможность) их использовать.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в одной комнате, уже научились вести себя, как все, и не выказывать свои таланты. Может быть, ребенку в этом случае легче сходиться со сверстниками, да и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка такое поведение является ложным. Поскольку то, чему он, таким образом, научился, - это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а постоянная фальсификация собственного «Я». Удобная обыденность - не слишком ли большая цена за потерю в потенциальном развитии личности? Равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать равные результаты. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру. Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность, развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с самого раннего детства надо уделять большое количество времени играм с детьми. Особое внимание уделять подбору игры на развитие сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя правила. Ведь если детям будет интересно, они не устанут. Надо отметить, что дети младшего дошкольного возраста, конечно, различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Большое значение в решении задач эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей мы придаем интеграции всей воспитательно-образовательной работы с искусством и разнообразными видами художественно-творческой деятельности. При этом мы понимаем интеграцию как глубокую и разностороннюю взаимосвязь и взаимопроникновение содержания окружающей жизни и разнообразных видов деятельности и искусства. Цель интеграции - способствовать разностороннему развитию ребенка, который благодаря интеграции познает объект с разных сторон: с позиции искусства, с помощью средств выразительности каждого вида и т.п. Это обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций на основе эстетического восприятия, сравнения, выделения средств выразительности каждого вида искусства и художественной деятельности, обогащается художественный и эстетический опыт детей, развивается их воображение, творчество, способности.

Доказательством того, что одаренность и способности не врожденны, а формируются прижизненно в процессе осуществления деятельности, без которых она не может осуществляться успешно.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности). Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. С этой точки зрения коренную психологическую особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке.

Способности могут быть сформированы и у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это касается тех способностей, которые основаны на развитии органов чувств, которых не коснулось ограничение здоровья. В истории развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья есть примеры такого развития способностей. Одним из ярких тому подтверждений является жизнь и деятельность О.И. Скороходовой, которая в результате перенесенной болезни в дошкольном детстве лишилась зрения и слуха. Она провела исследование и описала свой опыт в работе «Как я воспринимаю и понимаю мир».

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - все лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольных организаций, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

Однажды я посмотрел фильм об одном юном музыканте. После очередного прослушивания известный педагог подошел к нему и сказал: "Молодой человек, хочу вас огорчить. Вы талантливы!" Что же такое дар? Высокая способность к творческому мышлению, неустанный, кропотливый труд, правильное воспитание?.. Похоже, точный ответ человеку знать не дано. Однако известно, что можно создать условия, которые будут способствовать развитию таланта.

Согласно представлениям современной психологии одаренность включает в себя: способность порождать модели объективного мира, максимально приближающиеся к реальности; высокую познавательную активность, которая не обязательно порождена решением сиюминутных проблем; способность к активному воображению, то есть возможность "в уме" создавать, удерживать и работать с различными образами.

Не важно, насколько ярко выражена каждая из этих составляющих одаренности, опосредующая высокие результаты творческих достижений. Способность к творческому мышлению - не набор психических способностей, а единый, не разложимый на составные части талант. Но этот дар - всего лишь некая возможность, которая не обязательно осуществится. А вот его развитие зависит от системы воспитания.

К сожалению, среди родителей и педагогов часто можно встретить мнение, что отлично успевающим по большинству предметов ученикам не нужна какая-либо специальная подготовка для развития творческого мышления. Они и без нее станут прекрасными мыслителями. Заранее предполагается, что у отличников и так высокие способности к творческому мышлению. А вот плохо успевающим ученикам вряд ли что-то поможет - они не смогут совершенно мыслить. Однако мы забываем или не знаем, что связь мышления со скоростными способностями анализировать и синтезировать информацию, обобщать полученные данные - такая же, как между компьютером и его пользователем. Можно неумело работать на мощной машине, а можно великолепно программировать и на скромном компьютере. Конечно же, эта способность помогает успешному усвоению школьной программы. Но знания ради знаний никогда не приводили человека к прогрессу. Наверное, всем известны печальные примеры круглых отличников, которые становились полными "банкротами" в "послешкольной" жизни. Недаром известный китайский философ Лао Цзе говорил, что надо меньше читать и меньше знать, а больше думать. Так что потенциал ума, так же как мощность компьютера, нужно умело использовать.

К сожалению, результатом большинства учащихся на сегодня чаще всего являются заученные знания. А вот осмыслением, адекватным пониманием окружающей нас реальности могут похвастаться единицы.

Более того, большинство далеко неглупых людей, выработав однажды свою точку зрения, используют всю мощь своего интеллекта на ее защиту. И обычно это им неплохо удается. У них просто не возникает потребности глубже разобраться в предмете. Это и есть образец негативного мышления - "школьная ловушка интеллекта".

В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века. Ни до, ни (увы!) после не было такого всплеска выдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и культуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого, либо связаны с ним через своих наставников.

Считаю, что подобный феномен связан со следующими факторами:

  • Семейное воспитание девятнадцатого века в России - образец психолого-педагогического сопровождения развития способности к творческому мышлению.
  • Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной семейной среды, в которой выделю лишь одно - доступность даже для средних слоев общества "общения" с выдающимися образцами цивилизации.
  • Уважение и социальная защищенность талантливых педагогов (коих было немало).
  • Социальный заказ и протекция творческой личности со стороны государства.

Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодых людей с семейным воспитанием налицо. А поэтому попробую предложить вашему вниманию необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию в человеке его интеллектуальной одаренности:

  • С раннего возраста создание условий поиска ребенком своей успешности для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение языков, танцы, спорт и т.п.
  • Раннее знакомство одаренного ребенка с шедеврами человеческой культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения - путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от созданного подлинным талантом породит потребность создать свое чудо.
  • Организация своевременной встречи с наставником - талантливым педагогом.

    Так, если я не глух, не ослеплен
    И творческий огонь во мне бушует -
    Повинен тот, кем сердце зажжено.

  • Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте одаренного ребенка в организацию и проведение традиционных семейных капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает ценность для человека, только если он сам принял активное участие в его создании.
  • Важно научить ребенка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и загадочном мире. Незнание является уникальной для одаренного ребенка научно-педагогической "лабораторией". Именно стремление к осознанию своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-мыслителе.

Каков же вклад школьного образования в процесс развития талантливой личности? Ведь без стройной системы знаний о мире попытки создать нечто новое бесплодны. Поэтому роль школы в воспитании одаренной личности огромна.

Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания творческой личности.

Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребенка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, а следовательно, и творческое мышление.

Юрий Белехов,
кандидат медицинских наук,
руководитель окружного центра по работе
с интеллектуально одаренными учащимися
"Школа сильного мышления"
Статья из газеты