Погоны ржд. Что означают знаки различия железнодорожников Погоны жд войск

Железнодорожный транспорт Украины находится под юрисдикцией Министерства инфраструктуры . Как и служащие других стратегических государственных структур, украинские железнодорожники получили специальную символику. Умея "читать" , не составит труда определить ранг, а с ним и зону ответственности сотрудника железной дороги.

Перечень и дизайн эмблематики железнодорожников утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 1996 года под № 1508 «Про знаки розрізнення і формений одяг працівників залізничного транспорту».

Согласно актуальной версии документа, в перечень различительных элементов входят:

  • обозначение товаров и услуг Укрзалізниці;
  • технический знак;
  • наплечные знаки;
  • вышивки на воротник;
  • петлицы;

Представляет собой изображение колеса, расположенного под некоторым углом к наблюдателю. Его вертикальный размер составляет 18 мм, а горизонтальный — 8 мм. К осям колеса примыкают стилизованные крылья с размахом 60 мм. Эмблема выполняется в золотистом цвете вышивкой для высшего начальствующего состава и в виде металлического значка для остальных служащих.

Знак товаров — это стилизованные буквы УЗ, размещенные в дуге, составляющей порядка ¾ окружности и переходящей в боковые выступы. Изображение дается в золоте на требуемом фоне.

Техзнак образован скрещенными молотом и разводным ключом.

Для различных должностей предусмотрены индивидуальный внешний вид и способ изготовления эмблем на фуражки, наплечных обозначений и петлиц.

Знаки различия Генерального директора Укрзалізниці и его заместителей

Воротник главных чинов украшают вышитые лавровые ветки.

Наплечные знаки окантованы по контуру и крепятся пуговицей 15 мм с гербом.

Для Генерального директора — вышиваются золотом две веточки лавра, над которыми помещен Малый Герб Украины размером 4х2,4 см.

У Первого заместителя лавровые ветви замыкаются в круг, внутри которого находится пятиконечная звезда диаметром 25 мм. В верхней зоне размещен товарный символ.

На погонах Заместителя — ветви образуют полукруг.

Кокарда представляет собой вышивку шириной 100...165 мм и высотой до 50 мм.

Символика высшего начальственного состава

Кокарда предусмотрена из золотистого металла шириной до 3 см и высотой до 4 см. Центр композиции — герб на темно-зеленом фоне.

Основное отличие кроется в наплечных нашивках. Категория занимаемой должности отображается количеством звезд 21 миллиметр. Над ними помещен вышитый техзнак службы.


Знаки различия старшего начальственного эшелона

Кокарда — металлическая или металлизированная желтая. Ее оформление одинаково и для остальных сотрудников УЗ.

На погонах вдоль боковых сторон с отступом в 8 мм нашиты два галуна по 3 мм. Категория обозначается соответствующим числом звездочек 15 мм. Техзнак — из металла.


Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 сентября 1943 г.
О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта

1. Ввести персональные звания и новые знаки различия для личного состава железнодорожного транспорта.
2. Установить нижеследующие персональные звания для начальствующего состава железнодорожного транспорта:
Для высшего начальствующего состава
Генерал-директор путей сообщения
Вице-генерал-директор путей сообщения I и II ранга
Генерал-директор движения I, II и III ранга
Генерал-директор тяги I, II и III ранга
Генерал-директор пути и строительства I, II и III ранга
Генерал-директор связи I, II и III ранга
Генерал-директор административной службы I, II и III ранга
Для старшего начальствующего состава
Директор-полковник движения
Директор-полковник тяги
Директор-полковник пути и строительства
Директор-полковник связи
Директор-полковник административной службы
Директор-подполковник движения
Директор-подполковник тяги
Директор-подполковник пути и строительства
Директор-подполковник связи
Директор-подполковник административной службы
Инженер-майор движения
Инженер-майор тяги
Инженер-майор пути и строительства
Инженер-майор связи
Инженер-майор административной службы
Для среднего начальствующего состава
Инженер-капитан движения
Инженер-капитан тяги
Инженер-капитан пути и строительства
Инженер-капитан связи
Инженер-капитан административной службы
Инженер-лейтенант движения
Инженер-лейтенант тяги
Инженер-лейтенант пути и строительства
Инженер-лейтенант связи
Инженер-лейтенант административной службы
Техник-лейтенант движения
Техник-лейтенант тяги
Техник-лейтенант пути и строительства
Техник-лейтенант связи
Техник-лейтенант административной службы
Для младшего начальствующего состава
Техник движения I, II и III ранга
Техник тяги I, II и III ранга
Техник пути и строительства I, II и III ранга
Техник связи I, II и III ранга
Техник административной службы I, II и III ранга
Старший бригадный движения
Старший бригадный тяги
Старший бригадный пути и строительства
Старший бригадный связи
Старший бригадный административной службы
Бригадный движения
Бригадный тяги
Бригадный пути и строительства
Бригадный связи
Бригадный административной службы
Всех железнодорожников, коим не присвоено персональное звание, именовать «работник железнодорожного транспорта».
3. Установить, что персональные звания высшему начальствующему составу железнодорожного транспорта присваиваются постановлением Совета Народных Комиссаров СССР.
4. Утвердить образцы и описание новых знаков различия для начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта.
5. Народному комиссару путей сообщения СССР установить сроки перехода на новые знаки различия для начальствующего состава и рядового состава железнодорожного транспорта.

Шевроны РЖД обозначают принадлежность к службе Российских Железных Дорог, а так же обозначают старшинство. Так же специальные нашивки РЖД носят охранники. У некоторых частных и элитные поездов тоже есть свои служащие и фирменные нашивки для них.

Надо сказать, что вариантов было множество. Выбрав лучшие, РЖД устроили настоящий показ мод, на котором жюри выбрало вариант формы, созданный Викторией Андрияновой.

Что интересного в этой форме? Она сочетает связь с историческим прошлым железных дорог и современные модные мотивы. Удобная и функциональная, эта форма ещё и красива. В 2009 году провели её эксплуатационные испытания: она прошла их великолепно! К 2013 году форма была введена по всей стране.

Женский комплект проводника . Костюм: серые брюки и юбка серого или красного цвета, блузки - красные, голубые и белые - с разной длиной рукава, серый трикотажный жилет, серая куртка на молнии с красным кантом вдоль неё. Возможен рабочий фартук с курткой. Аксессуары: шёлковый платок, красный шерстяной шарф, фирменная шапочка. Зимняя одежда: чёрное утеплённое пальто с шапкой из дублёной овчины с кокардой.

Мужской комплект проводника . Костюм: серые брюки, рубашки - белые и голубые - с разной длиной рукава, серый вязаный жилет. Куртки: серая куртка с красным кантом без подстёжки, куртка на подстёжке из плащевой ткани. Возможен рабочий фартук с грудкой. Аксессуары: фуражка, галстук на резинке, зажим для галстука. Зимняя одежда: плащ с подстёжкой, шапка из овчины.

Комплект для локомотивных бригад . Костюм из ткани, изготовленной с помощью нанотехнологий.Форменная куртка графитового цвета на молнии, брюки, рубашка, серый трикотажный жилет. Аксессуры: фирменный галстук машиниста, фуражка с красными кантами на тулье и серой лентой на околыше. Зимняя одежда: чёрная куртка на подстёжке.

Костюм кассира . Костюм: жакет серого цвета из полушерстяной ткани, серая прямая юбки или брюки, красный жилет из костюмной полушерстяной ткани, блузки разного цвета с разной длиной рукава. Аксессуары: шёлковый шарф с символикой ОАО "РЖД".

Шевроны на форме охраны РЖД

У РЖД существует собственная охрана - ЧОП "Охрана РЖД". Как и у всякого охранного предприятия, у них есть свои нашивки. Расположение шевронов на форме охранника РЖД строго регламентировано.

На правое плечо крепится нашивка на форменной одежде о принадлежности к охране РЖД. Стандартное расстояние от верхнего края нашивки до плечевого шва - 8 см. Если на рукаве есть карман, то нашивка пришивается по центру кармана.

У всех работников железных дорог всегда имелась своя отличительная профессиональная форма, причём, каждая дорога привносила в служебную одежду свои отличительные элементы, характерные для определённого региона.

Всё это происходило по той простой причине, что большую часть работников РЖД представляли милые и красивые россиянки. Например, на Северо-Кавказской железной дороге, в зимнее время, проводницы кокетливо одевали на свои прекрасные головки кубанки, их пальто оторачивалась натуральным каракулем.

Ко всем видам верхней одежды, а это шинель или пальто, форменный китель, рубашка, к которым необходимо было пришить на каждую плечевую сторону погон, прикрепить отличительные знаки, шевроны, петлицы, что могло свидетельствовать о ранге, о занимаемой должности, об отношении к определённой службе того или иного работника. В комплект входили стандартные и нестандартные брюки или юбки, имелись форменные фуражки.

Стандартные погоны были выдержаны в той же цветовой гамме, что и одежда. Предпочитался синий или чёрный цвет. В летний период, на южных железных дорогах носили форму светлых тонов, начиная от кипельно-белых тонов и заканчивая пошивом формы светло-кремовых оттенков.

История железнодорожной формы

Что касаемо погонов, то они, конечно, пришли на железную дорогу от военных, поскольку сама транспортная структура РЖД создавалась по военизированному образцу, что закреплено было документально. Сам погон в своё время создавался на основе эполет.

Его необходимо жёстко крепить на плечевом шве, второй край мог пристёгиваться посредством форменной пуговицы у воротника.

Сами эполеты создавались на прообразе металлических, наплечных рыцарских доспехов, служившие воину в качестве защиты от рубящего удара холодным оружием. Рыцари знатного происхождения крепили на плечевых местах латы, изготовленные в виде их фамильного герба.

Изначальное предназначение погона в воинских подразделениях заключалось в удержании портупеи, или лямок от сумки для патронов, или ранцевых лямок в стандартном положении, исключая сползание названной амуниции с плеча, а также предохраняя форменную одежду от возможного протирания. В родах войск, в которых в амуниции отсутствовала патронная сумка, применялись шевронные галуны или рукавные нашивки.

Исторический путь развития железнодорожной формы не стал исключением и эволюционировал точно также, как развивалась жизнь нашего российского общества, в зависимости от решения различных социальных вопросов и требований той или иной эпохи.

Такая историческая, закономерная зависимость подтверждена самим временем.

Об этом же свидетельствует и сама эпоха, когда в обществе существовала строгая классовая градация с закреплением иерархической лестницы. Когда разразилась вторая мировая война, а тыловая часть страны превратилась в единый трудовой фронт, работники железной дороги всех рангов стали вновь носить на своих плечах погоны. По окончанию кровопролитной войны. люди возвращались к мирному труду, восстанавливая города, заводы, строя новое жильё для советских людей. Железнодорожная форма претерпела в очередной раз изменения, став больше похожей на бытовую одежду, при этом знаки различия были сохранены.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения


Первые образцы железнодорожной формы появились в 1809 году, когда создавался Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Данное учебное заведение должно было готовить технические кадры для железных дорог. Кадеты и выпускники учебного заведения по сути дела носили форму военного образца. Звания и чины работающего люда различались по серебряным эполетам и золочёным звёздочкам на них. Все институтские воспитанники носили офицерский мундир, но эполеты на нём отсутствовали.

Пуговицы


Прошло девять лет и на мундирах железнодорожников появляется зелёная выпушка. С 1830 года гладкие пуговицы заменяются на новый формат. Теперь на них изображены в крестообразном положении якорь и топор. У высшего начальствующего состава на мундирах появляется государственный герб в виде двуглавого орла. Пуговицы с якорем и топором прослужили до 1932 года, после чего появился знак, состоящий из молотка и ключа.

Эмблема МПС

Во второй половине девятнадцатого столетия в 1871 году Министерство Путей Сообщения обретает новую эмблему, на которой изображены колесо и распростёртые два крыла. В последующем эмблема вновь поменяла свой вид, но смысловая её расшифровка свидетельствовала о том, что основное кредо российских дорог не поменялось, они по-прежнему стремились увеличить скорость, быть всегда точными, создавать для пассажиров комфорт. Впервые единой формой для железнодорожников стала с 1876 года. Исключением становится лишь территория Финляндии, несмотря на то, что эта страна тогда находилась в составе Российской империи.

Разряды служащих

Градация служащих, работающих в Министерстве путей сообщения в то время, происходи по четырём разрядам. К первому разряду были отнесены все те, кто по своей дипломной специализации считался инженером путей сообщения и занимал соответствующую должность. Ко второму разряду была отнесена чиновничья «братия», служившая в центральных учреждениях. В состав третьего разряда входили чиновники, работающие в региональных учреждениях. К четвёртому разряду отнесли всех остальных железнодорожных служащих.

У персонала служащих депо и станций, форменный костюм, отличался только цветом выпушки на кителях двух родов. Цвета были: жёлтый с синим и красный с зелёным.


Последняя форменная реформа железнодорожников прошла 24.08.1904 года. С этой поры, инженерный и чиновничий составы обладали семью установленными формами обмундирования, в которую входили: дорожный, летний, будничный, особый, обыкновенный, праздничный и парадный комплекты одежды.

Ранее, вплоть, до 1867 года инженерный состав носил мундиры военного образца. В последующем выпускникам института стали присваивать гражданское звание инженеров с присвоением чина губернского или коллежского секретаря.

О железнодорожной форме времён первой половины девятнадцатого столетия известно немного. Главным проектантом и создателем железной дороги, идущей из Санкт-Петербурга в Царское село, господином Францем Антоном Риттером фон Герстнером закупалась форма, предназначавшаяся для вагонных кондукторов, в странах Западной Европы. Управление Санкт-Петербургской-Московской железной дороги в канун начала регулярного движения между Москвой и Санкт-Петербургом издало положение, в котором весь персонал обслуги разделялся на четыре ротные единицы. Военная терминология по-прежнему сохранялась. Первая рота состояла из кочегаров, машинистов и их помощников. Вторая рота включала в себя: кондукторов и обер-кондукторов. Они носили военный мундир, роль головного убора выполняла каска. Предписывалось обязательное ношение фашинного ножа и чёрной портупеи.

С 1855 года нижние чины: машинисты и мастера, прослужившее пять лет на Николаевской дороге, носили серебряные галуны на рукавных обшлагах, за десятилетнюю службу им полагались в дополнение галуны на фуражку и воротник.

У дорожного матера имелся металлический нагрудный и нарукавный знак. Помимо этого, у специалистов первого класса на фуражке имелись галунные полоски в количестве трёх штук. Специалисты второго класса носили на фуражке два галуна и у спецов третьего класса имелся один галун.

Закончилась крымская война, российская казна значительно опустела, требовались инвестиции частного капитала, который с перспективой на будущее вложился в железную дорогу России. За двенадцатилетний период удалось основать пять десятков железнодорожных акционерных обществ, которые вводили форму строго своего образца.


В послеоктябрьское время, вплоть до 1932 года, служащие и нижние чины железной дороги носили форму, оставшуюся со времён существования Российской империи.

Начиная с 1932 года, форменный костюм железнодорожника становится тёмно-синего цвета. Отличительные знаки петлиц отображались на эмали красного цвета. Для рядового и младшего состава – это были углы, среднее звено носило в петлицах шестигранники, а высший командный состав – звёздочки.

Погоны

В середине Великой Отечественной войны, в 1943 году на армейской и железнодорожной форме вновь засверкали погоны. Средний, старший и высший командный состав железнодорожников носил погон со светло-зелёным подбоем отороченный серебряным галуном. Рядовому и младшему составу полагались погоны, изготовленные из суконного материала чёрного цвета. Данная амуниция была изготовлена в комбинированном варианте: у начала рукава, погон имел шестиугольную поперечную форму, а от воротника пришивался, как прямоугольник.

Эмблемы по отраслям

Отраслевое значение хозяйства железнодорожников определялось посредством эмблемы, для её изготовления использовался оксидированный металл. Вся административная служба носила эмблему с серпом и молотом, наложенные на французский молоток и ключ, для связистов выпускалась эмблема в виде скрещённых молний. Те, кто на железной дороге обеспечивали безопасность движения, отличались эмблемой со светофором. Машинисты локомотивов носили на эмблеме изображение паровоза, у проводников была эмблема с изображением вагона, у железнодорожных строителей на эмблеме красовался мост. Гражданским костюмом форма становится с 1955 года. Различительные знаки появляются на петлицах.

На железных дорогах Советского Союза в 1963 году заменяют символы эмблемы, появились крылья и колесо. Ключ и молоток в виде технического знака остался прежним.

Начиная с 1973 года, на основании приказа Министерства путей сообщения СССР, на железнодорожном транспорте изменяются различительные знаки рабочих и служащих. Рядовой и младший состав теперь обязаны были носить на левых рукавах курток, жакетов, пиджаков и пальто различительный знак пятиугольной формы. Ширина его равна шестидесяти пяти миллиметрам, а высота варьировалась от восьмидесяти пяти до ста восьми миллиметров. Пятиугольное поле знака имело чёрный цвет, окантовка отображалась зелёным цветом. В венок помещался технический знак жёлтых тонов. Выше венка отображалась эмблема железнодорожного транспорта. Нижняя часть венка разрывалась надписью «Метро» или «МПС».

Через шесть лет производится очередные изменения форменной одежды у рабочих и служащих, работающих на железнодорожном транспорте. Основные детали одежды остались без изменений, включая цветовую гамму: светло-серую для летнего периода и чёрную для зимнего сезона. Приказ утвердил должностной табель, кто должен был обеспечиваться отраслевой одеждой в полном объёме. В первую очередь – это касалось тех людей, кто обеспечивал непосредственное движение поездных составов, занят был в перевозке грузов или обслуживал пассажиров. Означенным приказом определялись размеры скидок в процентном соотношении, определена была стоимость всей одежды и сроки ей ношения. Различительные знаки старшего административного звена тоже видоизменялись. Петлицы и галуны приобрели золотистый цвет. У рядового и младшего состава изменяются параметры пятиугольной нашивки, но меняется только высота, теперь она варьируется от девяносто до ста миллиметров. Петлицы для всех составов выпускаются с размерами шестьдесят на тридцать миллиметров.

Начиная с 1985 года, весь начальствующий состав старшего и высшего звена снабжаются двубортными пиджаками и пальто, все остальные работники обеспечиваются однобортной верхней одеждой. Цветовая гамма брюк выдерживается в том же цвете, что пиджаки и пальто. Теперь зимняя одежда приобрела тёмно-синий оттенок. Для летнего сезона цвета формы не изменялись. В качестве головного убора для мужчин выдаются фуражки с наличием тульи, выдержанной в костюмной гамме, околыш имеет чёрный цвет. Для женского пола, приказом определены шерстяные береты, костюмный цвет сохраняется. На зимний период времени железнодорожники снабжаются шапками ушанками, в качестве материала служит серый каракуль для начальников высшего звена, чёрный каракуль носят старший и средний состав служащих. Для всех остальных категорий зимний головной убор изготавливается или из искусственного меха, или из цигейки, цвет чёрный. Верхняя часть шапок изготовлена из чёрной суконной ткани. Различительные знаки от 1979 года не претерпели никаких изменений. Шитье, галуны, эмблема, кокарда, пуговичный набор должны были выдерживаться в жёлтой цветовой гамме.


С наступлением 1995 года, происходят очередные изменения в различительных знаках и в форменной одежде железнодорожников.

Приказ Министерства путей сообщения РФ от 22.12.1994 N 14Ц "О форменной одежде".

Вновь возвращаются погоны, правда теперь в виде полу-погонов, звёздочки имеют поперечное размещение. Вид эмблемы теперь представлен крыльями эллипс образным колесом. Старший и высший начальствующий состав получает эмблему, вышитую с использованием золотистых нитей. Для рядового, для младшего состава и среднего звена начальников эмблему изготавливают из металла с золотистыми оттенками. Параметры кокарды на головном уборе имеют следующие размеры: ширина двадцать миллиметра, высота тридцать миллиметров. Темно-зелёный цвет поля, золотистое обрамление в виде лавровых листьев, расположенных в основании эллипса. Расположение технического знака с золотистым цветом сделано на поле кокарды. Женщины носят кокарду в виде эллипса на пилотке, размеры её несколько отличаются: ширина двадцать семь миллиметров, высота тридцать четыре миллиметра. Перекрещённые молоток и разводной ключ представляют собой технический знак, находящийся на тёмно-зелёном поле. На правой и левой частях окружности изображена усечённая рессора.

Современная форма РЖД


Последние изменения форменной одежды железнодорожников проводились в 2010 году.

Приказ Минтранса РФ от 27.11.2009 N 217 "О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров".