Изменяют ли цыганские жены. Цыганские семьи. После свадьбы только юбка

В конце 1970-ых годов в Слуцке, как и на большей территории Союза, началась эпоха индийского кино, когда наши слуцкие девчонки, рыдая в кинотеатрах, представляли себя в объятиях Митхуна Чакроборти или Амитабха Баччана. Далёкие корни и внешнее сходство звёзд Боливуда с простыми цыганами делали связи с последними привлекательными. В числе таких почитательниц индийского кино была и моя собеседница Светлана.

Мы познакомились с ней недавно. Голубые глаза, курносый нос, светлое лицо. Но я сразу обратила внимание на её акцент и стиль одежды. Что-то не белорусское было в манерах общения этой уроженки Случчины. Через некоторое время я узнала, что Светлана много лет была женой цыгана и жила в его семье. После долгих уговоров она согласилась дать интервью газете «Кур"ер» и рассказать о жизни слуцких цыган.

Любовь с первого взгляда
— Света, как случилось, что ты вышла замуж за цыгана? В Слуцке не нашлось белорусских парней?
— Да нет, парней хватало. Но однажды пошли мы с подружкой в Дом офицеров (в 11 в/г) на танцы. Там я увидела его и сразу влюбилась. Было мне тогда 18 лет. Он тоже обратил на меня внимание и пригласил на танец. Познакомились, начали встречаться.
Мы тогда с матерью жили в 12-м военном городке. В один из дней, когда её не было дома, мой цыган пришёл ко мне. Всё случилось само собой. Как только он понял, что был у меня первым, предложил выйти за него замуж.
Моя мать была не против нашего брака. Его родители тоже отнеслись спокойно к выбору сына. Свадьбу сыграли по-русски.

— Как это — «по-русски»?
— Это значит, без цыганских свадебных традиций.
По цыганской традиции после свадьбы надо было его тёткам простыню показывать, на которой молодые провели первую брачную ночь. А этого, естественно, нельзя было делать, так как мы с ним её до свадьбы провели.

— И что бы это изменило?
— По их законам, если простыня окажется чистой, то родители невесты должны будут выплатить родителям жениха сумму денег, о размере которой сами договорятся. Иногда родители невесты, уверенные в непорочности своей дочки, могут обратиться к врачу, слово которого и будет последним в этом споре. Цыганских девушек рано отдают замуж, тогда и проблем с этим меньше.

Моя семейная жизнь в «таборе»
— Какой была твоя семейная жизнь? Какие обязанности у цыганской жены?
— В круг моих обязанностей входили обычные женские дела: стирка, уборка, приготовление еды и т. д. Но, кроме этого, что меня особенно вывело из равновесия, я должна была ходить вместе с другими цыганками по деревням и просить милостыню. Как оказалось, женщины — это основные добытчицы в семье. Если принесёт жена мужу что-нибудь вкусное поесть, она хорошая жена, если мало принесёт — плохая. За это муж может и побить.
В то время, когда я была женой цыгана, многие цыганские семьи жили куплей-продажей. Некоторые женщины зарабатывали, гадая на картах или предсказывая судьбу, находились и такие, кто был не прочь что-нибудь стащить.
Что касается гадания, то я не знала цыганок, которые гадают правдиво, и порчу тоже их никто снимать не учил. Такой вот вид заработка на наивных людях.
О наркотиках я не слышала, и, по-моему, тогда цыгане ими не промышляли.
…Через год у меня родилась дочь. И хотя свекровь нормально относилась ко мне и любила внучку, я всё равно должна была наравне со всеми добывать деньги и пропитание.
В один прекрасный день я отказалась идти с цыганками, а пошла и устроилась на завод. Родители мужа спокойно отнеслись к моему поступку. А вот супруг пилил меня, мол, почему работаю, а не хожу, как хорошая жена по деревням. После того, как он избил меня за отказ уволиться, я забрала дочь и ушла к своей матери.

— На этом и закончилась твоя цыганская жизнь?
— Если бы… Поселилась я у своей мамы. От мужа ни слуху, ни духу. И вот через какое-то время ко мне пришла свекровь. Мы с ней поговорили, она пообещала, что муж меня больше никогда не ударит и что всё будет хорошо. Я вернулась назад.
Но жизни уже не было. Муж стал изменять. Не мало цыганских мужчин, кстати, этим грешат, пока женщины добывают семье хлеб. Прожили мы так ещё несколько лет, и я снова ушла от него и подала на развод.
Всё было спокойно до знакомства с моим вторым мужем-белорусом. Как только мы с ним расписались, бывший стал преследовать меня. Сначала уговаривал вернуться к нему, потом угрожал. Было дело, даже подрался с моим супругом.
Хорошо, что я второму мужу всё рассказала про свою цыганскую жизнь, и он принял меня такой, какая есть. Вскоре я родила ему дочь.
Однажды, когда я была дома одна, бывший муж ворвался в комнату с ножницами и, схватив мои волосы, собранные в хвост, обрезал их. Этот акт по цыганским понятиям означает, что я теперь падшая непотребная женщина.

— Как дальше сложилась твоя жизнь и жизнь твоих дочерей?
— После этого случая я испугалась не на шутку. Я бежала из Слуцка, бросив всё. Забрала младшую дочь и уехала в Москву. Старшая же выбрала жизнь с отцом-цыганом. О ней знаю только понаслышке. Младшую я воспитываю как положено, в наших традициях.

Их нравы и традиции
— Правда, что среднее образование у цыган — это 4 класса?
— В большинстве своём это так. Но сейчас, насколько я знаю, есть семьи, где дети учатся, оканчивают школу и идут дальше. Здесь многое зависит от матери. Если цыганка захочет, чтобы её дети учились, они будут учиться. Ведь в цыганских семьях дети подчиняются только матери, отец очень редко принимает участие в воспитании детей. Мать для них и кормилица, и воспитательница, и хозяйка. Как она поведёт по жизни, так и будет. Некоторые семьи живут за счёт детей: милостыню малышам скорее дадут, да и в других делах они очень смышленые и юркие.

— Какие праздники принимают цыгане? Как отмечают?
— Из праздников, по-моему, отмечают только Новый год. Ходят друг к другу в гости, поздравляют. Но вот украшенных ёлок я ни у кого не видела. Нет у цыган и таких праздников как 8 Марта, 23 февраля и т. д. День рождения ещё могут отметить.
На праздниках цыгане отдают предпочтение водке. Еду готовят с большим количеством мяса. Они его очень любят. Если варят борщ, к примеру, то в нём мяса больше, чем остальных продуктов.

— Как относятся цыгане к семьям, которые отказываются от цыганской жизни, устраиваются на работу?
— Раньше такие семьи презирали. Хотя их и принимали, как должное, но потом тихо ненавидели за то, что те предали цыганские традиции. Встречала я цыганских детей, которые не хотели жить по-цыгански, думали о работе, но потом всё равно шли дорогой своих родителей. Уж больно сильны традиции в крови цыган.

— Цыганские песни и танцы — это только по телевизору или слуцкие цыгане тоже кое-что умеют?
— Ещё как умеют! Примечательно, что цыгане нигде не учатся, не берут уроки пения, но им с рождения присущи грация, хорошо поставленные голоса. Как они танцуют! Танцы мужчин особенно красивы. Всё это я видела на развесёлых цыганских свадьбах. Кстати, живя с ними, выучила много цыганских песен и тоже неплохо их пела на свадьбах.

— С цыганским языком были проблемы?
— Язык я выучила примерно за полгода и могла свободно общаться. И сейчас знание цыганского языка помогает мне. Дело было на рынке. Стою я у прилавка зимней одежды, прицениваюсь, с продавцом торгуюсь. И тут краем глаза вижу: мимо проходят две цыганки, и одна другой говорит, естественно, на цыганском языке, мол, ты меня прикрой, а я шапку сниму. Я разворачиваюсь и на цыганском языке: «Я вам сейчас такую шапку сниму!» В общем, без цыганского мата не обошлось. Они на меня глаза вытаращили и ходу от прилавка. А продавец мне очень благодарен был и хорошую скидку сделал. Так что пригодился язык.

Краткий русско-цыганский словарь
Цыгане — ромэлы
Муж — ром
Жена — ромны
Возлюбленный — лубано
Замуж — палором
Дом — кхэр
Деньги — лавэ
Жизнь — джеибэ
Несчастье — бибахт
Счастье — бахт
Свадьба — бияв
Гадание — драбакирибэ
Дурак — дылэно
Воровать - чорэс
Обманывать — хохавэс
Продать — бикнэс
Кушать — хава
Просить — мангэла
Карты — патря
Песня — гилы
Правда — чячо
Непотребная женщна — лубны
Да — исы
Нет — нанэ

Записала Жанна Авдеева

Цыгане считаются вольным и загадочным народом, которому характерно неоднозначное отношение общества. Это обусловлено их образом жизни, традициями и обычаями. Одни не любят народность за мошенничество и обман, другие «души в ней не чают» и приглашают ее представителей на различные мероприятия и праздники, чтобы насладиться песнями и танцами. К признакам, как выглядят цыгане, относятся яркая внешность и одежда, которые выделяют их из толпы.

Характерные признаки цыган

Цыгане - многочисленный этнос индийского происхождения. Распространенное самоназвание - рома, ром (или ромалы в звательном падеже). Однако используются и иные этнонимы: финские и эстонские народы именуют цыган «черными» (кале), французы - богемцами, англичане - египтянами. Также их называют синти, мануш и так далее.

С древности народность кочует по городам и странам, не имея собственного государства.

8 апреля 1971 года на Первом Всемирном Цыганском конгрессе они провозглашены единой нетерриториальной нацией. С тех пор эта дата значится как международный день цыган. По традиции вечером они зажигают свечу и проносят по улице.

Территории, где живет народ, включает страны Европы, Северной Африки, Северную и Южную Америку, Австралию. По данным википедии, численность европейских цыган составляет 8-12 миллионов. В России на 2010 год количество представителей народности равно 220 тысячам. Во многих странах цыган мало, и они рассеяны по всей территории. Такие немногочисленные группы встречаются у хорватов или в Китае.

Однако точно сказать, сколько цыган проживает на конкретной территории, затруднительно. Это обусловлено их характерной чертой - отсутствием «правовой видимости». Цыгане и их дети живут табором, часто не зарегистрированы, не имеют документов, паспорта, числятся «без вести пропавшими».

Народность относится к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Они говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, какой распадается на ряд диалектов.

Вероисповедание цыган включает христианскую религию, ислам. Представители народности православной веры очень почитают Бога и соблюдают церковные праздники и обычаи. Значимыми событиями для христиан выступают Пасха и Рождество.

Самоназвание цыган, исповедующих ислам - Оглы.

В зависимости от территориальной принадлежности, выделяют 6 ветвей народности.

К западным цыганам относятся:


Восточные цыгане:


Помимо названных, встречаются узкие группы: британские, скандинавские кале, романичелы и так далее. В Венгрии сформировался этнос, известный как ловари. В состав большой ветви рома входят также различные группы, например, котляры, представленные на фото.

В европейский странах присутствуют этносы, близкие к цыганам по образу жизни: ирландские трэвэлерс, центральноевропейские ениши. Однако у них иное происхождение.

По-настоящему антропологически похожи на цыган индусы. Первые выделяются высоким ростом, для венгерских представителей характерны средние показатели.

Лицо и форма головы

Для цыган свойственны долихоцефалия (длинноголовость), прямой и слегка покатый лоб.

На фотографии изображен знаменитый боксер Иоганн Вильгельм Тролльман «Рукели».

Цыгана легко отличить по смуглому цвету лица, напоминающему оттенок шоколада или старого пергамента.

Глаза

Преимущественно цвет глаз у представителя народа темный, карий, возможен зеленый.

Последний особенно почитаем цыганами, поскольку характеризуется магической силой. А вот голубоглазых людей они избегают из-за «дурного взгляда», способного наслать неприятности.

На фото изображена актриса, танцовщица, певица Соледад Миранда, трагически погибшая в 27 лет.

Цыгане отличаются выразительным, пронзительным и быстрым взглядом, который вводит человека в состояние, сходное с гипнозом, помогает видеть прошлое и будущее.

Нос

Формы органа обоняния у цыган разнообразны. Преимущественно встречается нос крупного размера. При этом он бывает длинным, тонким. Форма возможна прямая или орлиная с горбинкой.

На фото представлен футболист Златан Ибрагимович.

Волосы

Для цыган признаком счастья выступают волосы - чем длиннее, тем лучше. Раньше их часто остригали изгнанным и изолированным. Поэтому женщины и мужчины стараются не носить слишком короткие прически.

Характерны темные и вьющиеся волосы, притягивающим счастье считается рыжий цвет. Также у цыган присутствуют каштановые, золотисто-русые оттенки.

На фото представлены танцовщица, модель, артистка Аделина Плахотная и певец, участник группы «Корни» Александр Бердников.

Аделина Плахотная

Александр Бердников

Во Франции встречаются Житаны - голубоглазые представители народности со светлыми волосами.

Цыгане-блондинки представлены на фото.

Внешность цыганки

Образ представительницы слабого пола у цыган отличается яркостью, обязательно присутствует выразительный макияж, пышные цветные юбки, красивые украшения из золота: кольца, броши, цепочки.

При этом современные западноевропейские стандарты красоты для них чужды - они не демонстрируют длинных обнаженных ног.

Считается, что область ниже пояса чиста только у молодых девочек до рождения детей. После она становится «скверной» и прикасаться к этому участку нельзя. Две пышные юбки до пят прикрывают «грязную» область, при этом одной недостаточно.

На фото представлены цыганки в традиционных костюмах.

Лицо

Взгляд красавицы-цыганки завораживает, в ее «алмазные» глаза можно смотреть бесконечно. Их цвет преимущественно карий или зеленый.

Волосы пышные, длинные, густые, черного, темно-каштанового, рыжего, русого оттенков. Часто вьются. Кожа обычно смуглая, но возможен и светлый окрас.

Одной из самых красивых женщин-цыганок признана актриса, модель, танцовщица Рита Хейворт.

Фигура

Хорошо рассмотреть фигуру цыганки позволяют традиционные цыганские пляски.

Такие танцы помогают отцам присмотреть девушек, кто подойдет в невесты для их сыновей.

Для цыганок характерно гибкое, изящное тело. Молодые девушки стройны, хрупки, нежны.

На фото представлена актриса и певица Диана Савельева.

Поскольку для цыган свойственны многодетные семьи, фигуры женщины к зрелости округляются, полнеют. Однако на природные изящество и грацию многочисленные роды не влияют.

Цыганские имена и фамилии

Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:

  • официальное;
  • светское;
  • отчество;
  • фамилию;
  • прозвище ветви семьи.

Официальное имя - это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.

Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:

  • Прозвище - своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
  • Крестильное - если оно отличается от официального;
  • Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).

Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий - Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.

Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).

Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.

Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.

Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.

В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.

Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.

Происхождение

В мире

Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.

Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.

Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.

На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.

Цыгане в Румынии

Цыгане в Венгрии

Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.

Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.

После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.

В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда - вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.

Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.

В России

Пути, откуда взялись цыгане на русской земле - это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.

Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии - молдавские, Крыма - крымские.

До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины - гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.

После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.

В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.

Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.

Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» - это устаревшая форма.

Особенности характера и жизни цыган: обычаи и законы

В 1971 году после Всемирного цыганского конгресса приняты национальные гимн и флаг, представленный на картинке.

В качестве герба народ использует символы: колоду карт, подкову, колесо.

Для цыгании характерен вольный образ жизни. Ее представители и по сей день занимаются исконными делами: поют, красиво танцуют, гуляют, играют на гитаре, дрессируют медведей и других животных, любят гадать. При этом в общине складываются преимущественно дружные и теплые отношения.

Развеселых балагуров приглашают по заказу на праздники: день рождения, свадьбы, юбилеи.

Цыган часто представляют мошенниками, попрошайками. Их можно встретить на вокзалах, в трамваях, троллейбусах, электричках, сидящих на обочинах дорог с малыми детьми, где просят милостыню.

Они пристают к прохожим с предложением погадать, являются отличными психологами, способными втереться в доверие. Если человек разговаривает и отвечает, они внушением выпрашивают у него подаяние. При этом пострадавший добровольно отдает все деньги из кошелька.

Представляет интерес этническая группа морских цыган - баджо, кочующая по Индийскому океану. Живут они в хижинах над водой, занимаются рыбной ловлей. На сушу выходят исключительно для торговли, ремонта лодки, восполнить запас пресной воды или в случае похорон.

Однако современные молодые морские цыгане часто не желают жить по правилам предков. Они переселяются на сушу, учатся и работают в нормальных условиях, что у предыдущих поколений было не принято.

О жизни цыган, правилах и традициях делают кино: «Возвращение Будулая», «Табор уходит в небо», «Цыган» и так далее. Многие актеры с мировым именем имеют цыганские корни.

Например, народная артистка России Екатерина Жемчужная, представленная на фото.

Известный актер и комик Чарли Чаплин являлся цыганом.

О принадлежности к народности многих знаменитых людей ведутся споры. Приведены данные, что известный певец Элвис Пресли родом из семьи немецких цыган, эмигрировавших в США.

Особенность жизни народности заключается в том, что ее представители зачастую или сказочно богатые, или нищие. В первом случае их дома напоминают дворцы с роскошной и дорогой обстановкой.

Во втором случае цыгане живут в крайней нищете при отсутствии элементарных бытовых условий. Часто выступают нелегалами.

Едят цыгане простую пищу, в блюдах национальной кухни прослеживаются венгерские, болгарские, румынские тенденции. Они любят курицу, баранину, говядину, супы из свеклы, квашеной капусты, готовят тумалы (тамалы) - рубленое мясо, завернутое в кукурузную лепешку, харбу - изделие из крови, печени и сала. Национальный напиток - черный чай с травами и ягодами.

Жизнь цыган наполнена обычаями и правилами, многие из которых подлежат обязательному исполнению.


У других национальностей присутствуют поверья, связанные с цыганами. Если приснился табор, сонник гласит о желании беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров. Сон, когда цыгане едут верхом с места на место, сигнализирует о ностальгии по прошлому. Гадалка видится к вручению судьбы не тому человеку. В целом, к чему снятся цыгане, означает поспешность решений, действий. Если ехал что-то покупать у них, это предвещает потерю денег.

Свадьба

Обряд отвечает за переход молодых парня и девушки к новому иерархическому статусу. Это причина, почему цыгане рано женятся. Если девушка 19 лет не замужем, она считается старой девой. Во сколько лет женятся молодые, часто решают родители. Девушка признается потенциальной невестой после 14 лет. Только при поздних браках учитываются чувства и выбор влюбленных.

Свадьбе предшествует обручение, которое совершают родители. При ранних браках решение о женитьбе не зависит от воли детей.

Возможен выкуп невесты, но в этом случае от нее ожидается отработка затраченных средств.

Девушка выходит замуж девственницей. Доказательство в виде окровавленной простыни предоставляется после брачной ночи. Если цыганская девушка не девственница - это считается у нации позором.

Браки между представителями народности разных государств маловероятны. Это равносильно свадьбе с не цыганом, что не поощряется цыганским законом. Повторные браки не одобряются.

Похороны

Обряд, как проходят похороны, обусловлен поверьем, что человеку в потустороннем мире требуются вещи, что и в жизни. К погребению цыгане готовятся заранее, дети копят деньги, чтобы достойно проводить родителей. Роскошной считается могильная плита внушительных размеров, где умерший изображен в полный рост.

Когда хоронят человека, родственникам или друзьям через гроб передают 3 предмета: икону (мужскую или женскую), ковер и постель. Внутрь кладут вещи первой необходимости и спиртное. На 40 дней завешивают зеркала, траур соблюдают год.

Цыганские проклятия

Ритуалы признаны несущими магическую силу и считаются среди других национальностей причиной, чем опасны цыгане. Однако далеко не всем из них свойственны мистические способности. Настоящий маг не станет попусту проводить сложные ритуалы. Поэтому проклятья от рассерженных гадалок обычно пустой звук.

Цыгане могут проклясть при нанесении обиды роду. Обычно за него плата не взимается.

Признаками наличия у человека проклятия считаются:

  • потеря или набор веса, ухудшение самочувствия, внешнего вида (стареет);
  • развитие заболеваний, которые не поддаются лечению;
  • апатия;
  • ночные кошмары;
  • верующий человек не носит крестик, отказывается от посещения церкви из-за страха;
  • скандалы в семье;
  • уход из дома домашних животных.

Для снятия порчи целесообразно использовать воду - умываться утром в реке на протяжении 12 дней, произнося специальный заговор. Также для избавления от порчи применяют кладбищенские обряды и прочие.

Цыганский закон

Представляет собой неписаный свод правил для исполнения в цыганском обществе и вне его. В настоящее время свой закон существует в каждой стране и даже внутри нее у разных видов народности.

За соблюдением следят пожилые члены сообщества, конфликты и нарушения разбирает цыганский суд, в состав которого входят авторитетные люди.

Самый страшный приговор - изгнание преступника.

Главный постулат закона - соблюдение правил и ограничений нецыганского общества при отношениях с ним.

Запрещены убийства, изнасилования, нанесение тяжелого физического ущерба.

Также озвучены правила поведения внутри цыганского общества: одежда, праздники, бытовой расклад, обзор профессий и так далее.

Распространенные стереотипы

Стереотипы о цыганах пошли от многочисленных рассказов о их жизни, историй пострадавших от мошенничества и собственных наблюдений людей, поскольку цыгане присутствуют практически в каждой стране мира.

  • Не имеют родины. Цыгане - люди без определенного гражданства, в котором им часто отказывают даже при условии рождения в данной стране. Признание народности нетерриториальной сделало их юридически «невидимыми».
  • Не любят учиться. Представители народности отдают детей в школу, чтобы научить элементарным знаниям: читать, писать, считать. Зачастую после этого ребенок бросает занятия, помогая родителям в торговле.
  • Почетным у цыган считается много пить и при этом не пьянеть.
  • Цыгане хорошие психологи, обладающие гипнозом. По этой причине их следует сторониться, гадание у них принесет больше вреда, чем пользы. Главная цель цыганки - получить доход. Способностью предсказаний обладают редкие личности, остальные создают вокруг себя магический образ: колдовские шары, карты таро и прочую атрибутику.
  • У цыган высока статистика домашнего насилия. Жена несет тяжелое бремя, подчиняясь мужу-тирану, при этом вынуждена терпеть, поскольку традиция предполагает брак на всю жизнь.
  • В семье цыган должен быть хоть один сын. Если этого долго не случается, мальчика берут из приюта, невзирая на его национальность. Это стало одной из причин, объясняющей утверждение, что цыгане воровали детей. Часто люди, увидев в таборе светлого, голубоглазого и совершенно непохожего на других ребенка, заявляли, что его украли.
  • Если у семьи двухэтажный дом, женщина не может подняться на второй этаж, если муж находится на первом

На примере кочевых русских цыган и котляров XIX - XX веков.
Основные источники: "История цыган. Новый взгляд", книга "Бароны табэра Саппорони", записи Инги Андрониковой, а также, и скорее, в основном, цыганские бабушки:)

Для начала два факта, известных тем, кто читает жёлтую прессу, и действительно являющиеся фактами.

1) За ежедневный прокорм в традиционной цыганской семье отвечает женщина.
2) Муж в тр.ц.с. имеет право ничего не делать.

Баба целый день крутится, а мужик лежит, курит и чешет пузо и иногда даёт звезды обидчикам жены, и это есть древлий кочевой обычай

а вслед за ней и простые смертные, может лишь тот, кто не знает специфики кочевой таборной жизни.

Как и в любом патриархальном обществе, у цыган было чёткое деление обязанностей, зависящих от возрастной категории, семейного статуса и пола. Никаких обязанностей не было у малышей; после них по разгруженности шли дети 7-12 лет и старики, которые вроде и совсем не бездельничали, и не работали особо. Уже больше работы давали подросткам. Больше всего домашней работы приходилось на молодую женщину (статус женщины, как и мужчины, зависел не от возраста, а от семейного положения), как правило, младшую невестку, а больше требований по "добыче" возлагалось на зрелых женщин, уже хорошо обучившихся ремеслу гадания (читай - умения быстро определить проблему клиента и дать меткий, хороший совет или позитивную "установку"). Прежде, чем мы перейдём к мужчине, небольшое лирическое отступление праженщин.

Что у котляров, что у русских цыган основным заработком женщин были гадание и выпрашивание. Таким образом добывались "куски", т.е. простая пища, вроде ломтей хлеба, овощей, крупы, яиц, молочных продуктов, а также поношеная одежда, которая носилась так, перешивалась, пускалась на тряпки и лоскуты (лоскуты отличались от тряпок тем, что использовались не по хозяйству и "на пелёнки", а при изготовлении и починке одежды, постельного белья (!), полотенец и тканевой части шатра). В городе за гадание давали в основном денег, как правило, "медь", т.е. мелочь, копейки, на которые на обратном пути в табор и закупалась ежедневная провизия, но в города заходили чаще котляры, нежели русские цыгане. Иногда цыганок также просили сплясать, но в отличие от городских хоровых цыганок, для простых кочевых такой заработок был случайным, редким, и считался скорее детским, т.е. перепадал чаще детям и подросткам. За серьёзную постоянную работу цыганами это не считалось (поэтому даже хоровые цыгане меняли коней - чтобы заниматься серьёзным делом); хотя умение танцевать и было обязательным в цыганском обществе, но не по причине профессиональной, так сказать, ориентации. Полунасмешливое отношение к артистам, как к людям, занимающимся на постоянной основе чем-то "детским", осталось до сих пор. Кроме того, как и у русских, у цыган считается, что "творческая интеллигенция", или попросту "богема", ведёт более распутный образ жизни, чем другие цыгане. За обоснованность мнения ничего не скажу.

Перед и после ухода женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, делала непременный чай (у русских цыган - в самоваре), кормила детей, готовила ужин (взрослые цыгане и подростки ели фактически раз в день, вечером), стирала-шила-подметала. Короче, как пишут в советских справочниках, положение приниженное, весь день по уши в хлопотах, и лично мне простую таборную женщину жалко. Впрочем, не могу сказать, что русские крестьянки не были так же по уши в хлопотах.

Ещё лирическое отступление: каждый вечер после ужина женщина отдыхала. Это был обычай - всем вместе готовить ужин (если табор не слишком большой), всем вместе его кушать, а потом всем вместе сидеть и лежать возле костра, ведя беседы, петь, играть и танцевать. Всеобщий релакс, выход напряжения, позволяющий тем же женщинам не сойти с ума от постоянных забот. Может, оттого и были молодые замужние цыганки веселей своих деревенских русских товарок. А может, это цыганский и русский стереотип, хто знат, не поручусь.

Теперь вернёмся к простой и суровой таборной жизни.

Чай и сахар (а чай любили с сахаром вприкуску кушать) в деревнях цыганкам не подавали, он стоил денег. После удачной "работы" в городе их, конечно, могла купить и простая цыганка, но всё же обычно на бабьи заработки тут надеяться было нечего. А чай пили как минимум два раза в день: утром и вечером. Кроме того, вечером мужики любили пропустить рюмочку водочки. Причём деревенский самогон не сильно котировался, отношение к нему было настороженное. Т.е. покупали водку в трактире - опять деньги. Мужик ходил в сапогах, при том, что сами цыгане их тачать не умели, а у крестьян - для людей с особо буйной фантазией - хороших сапог своего размера не наворуешься. На зиму русские цыгане вставали на постой в деревнях, ибо холодно, и тут гаданием не расплатишься. На крестины и свадьбу принято приносить подарки - "куски" и "медь" не сойдут! Потом, если ты отец жениха, то ты вообще всю свадьбу оплачиваешь, а там яства, вино, мясо - баба на столько не нагадает. Сундуки-ковры-перины, без которых кочевая жизнь тяжка, тоже тебе в окошко не подадут. И, наконец, дело чести семьи - чтобы бабы в семье ходили с серьгами и кольцами, которые заодно же приносят удачу семье. Вот тут и выступает на сцену цыганский мужик.

*сразу скажу - не только тут он выступает*

Краткая справка: мужик - это уже женатый цыган мужского полу. Стариков (имеющих внука от сына) тоже можно к ним отнести, но это более высокий социальный уровень. Почётный, так сказать, мужчино.

Котляры решали эту проблему просто. Новички, не падайте в обморок - они, вообще-то, имели постоянное ремесло. Ходили по городам и весям с воплем "лудить-паять", а также изготавливали тазы-кастрюли-чайники-корыта и продавали сию полезную в хозяйстве хрень, самолично расхаживая с ней по дворам и улицам. Летом они добирались и до относительно северных городов, зимой кочевали всё больше по югам Российской Империи, поскольку снимать помещение в Румынии, откуда у них корни растут, были не привыкши, не было в Румынии обычая постоя. Надо сказать, котлярский бизнес отлично процветал и при СССР, с учётом постоянного дефицита разного рода предметов необщественного хозяйства. Более того, цыганские артели освоили и работу с колхозами и заводами, производя для них по договору мусорные и кухонные баки, подносы для столовых, баллоны и проч. несложную, но нужную фигню. Отдельные умельцы, если верить рассказам, даже умудрялись делать крышки для закатывания банок (в отличие от влахов, которые эти крышки сначала где-нибудь оптом скупали, а потом уже перепродавали втридорога) на радость хозяйкам.

Русские же цыгане, как известно, постоянного всеобщего ремесла не имели (разного рода хоровых, военнослужащих и рабочих в расчёт не берём, с ними, кажется, всё ясно без специальных объяснений, и к тому же, это были тогда ещё и уже не особо распространённые профессии).

Чем же, спросите вы, зарабатывали цыганские мужики? А вы напрягитесь и вспомните русский фольклор. Нет, я не про киднэппинг. Так, а весёлые вдовушки, это уже скабрёзность и вообще "гусары денег не берут!". Ну? Ну-ну-ну?!?! Правильно! Цыгане продавали лошадей!!! Даже дворянам и государству (для армии). И были это именно русские цыгане.

А чтобы торговать лошадьми, их нужно держать и разводить. Красть тоже, конечно, забавно, я это отдельным постом раскрою, но русские люди, в общем и целом добрый народ, за украденную лошадь вообще-то убивали, потому как нет лошади - помрёшь с голоду. Так что если бы цыгане, постоянно живущие бок о бок с русскими, занимались бы в основном конокрадством, да ещё притом преимущественно у крестьян, то не прижился бы на Руси цыганский народ. Так что как-то больше разводили.

Даже если семья была слишком бедная, или мужик ленивый, и лошадей на развод не было, то для кочевья всё равно нужны были кони - возок с пожитками тащить, и в любом случае в семье кони были. Цыганские обычаи запрещают женщине приближаться к лошадям, так что чистили-мыли-выпасали их (причём хорошие хозяева вскакивали посмотреть, как там кони пасутся, даже ночью, несколько раз) тоже мужчины. И лечили - мужчины. Если вы думаете, что лечить лошадей приходится редко, то вы просто не знаете, что летом их любят кусать огромные мухи, отчего на шкуре появляются болячки. Вот эти болячки надо было обрабатывать каждый день (или так считалось, что надо), чистить - тоже каждый день. А ещё надо было чинить конскую упряжь и время от времени - возок, без которого ни с места ни сдвинуться, ни шатра не поставить. Хворост приносили подростки, а вот "брёвнышки" покрупнее, для костра или шестов, рубили мужики, они же обрабатывали шесты, полируя их. Мужики ставили шатёр и складывали шатёр (а у русских цыган это не две палки воткнуть, а хитрое и сложное сооружение на основе телеги), причём, если в таборе были вдовы или сироты-подростки, не только себе, но и им. А ещё, кстати, в таборах частенько держали свиней, но их содержание тоже было на подростках - а вот когда уже свинью пора было забивать, звали мужчину. Кстати, большим грехом считалось при убийстве животного на мясо его мучить, так что старались всё сделать быстро и аккуратно, и купленных на праздник коров - не знаю, как свиней - перед убийством оглоушивали.

Время от времени цыганским мужикам приходилось также подрабатывать возкой дров и пахотой. Что вы тут в обморок падаете? Пахотой, говорю. Это и была настоящая причина, почему цыгане становились на постой в основном у вдов - чтобы расплачиваться не деньгами. Вдовам мужской руки-то не хватает - я уж молчу про сарай подправить и посеять хлебушка, а пахать-то надо, на земледелии жизнь в деревнях держалась. Вот и заключался бартер: цыганская семья ко вдове на постой, а взамен по весне крестьянка получала конский навоз (не морщитесь, это вообще-то удобрение, оно при земледелии имеет ценность) и вспаханные поле-огород. Именно от традиции постоев русские цыгане переняли привычку к полотенцам, постельному белью, самоварам и бане, а также в отдельных случаях навыки типа вязания-вышивания. А они-там-в-Европе спрашивали - как научить, как приучить?! Личным примером, ребята, личным примером, педагогика более эффективного способа не знает.

И да не закидают меня тапками котляры, но их предки из-за отсутствия традиции постоев переняли все те же привычки значительно позже. Что не отменяет их общей уважаемости с моей стороны.

Кстати, одежда женщин и детей особо на имидж семьи не влияла. Лохмотья на детях считались нормой жизни, потому что "на них всё горит" (кто знает цыганят, подтвердит, что на них и сейчас всё горит), а у женщин одежда очень быстро снашивалась от частой (ведь целый день в пыли по дорогам и улицам) грубой стирки золой. При этом всё равно женщины старались держать марку, и одежду при изготовлении обязательно старались украсить: пуговками, оборками, бантиками, тесёмками. Шатёр также украшался, и даже круче, чем в сериалах и фильмах, потому что истинный облик киношники стремаются повторять - слишком уж театрально, зритель скажет: "слащаво!". Русские цыганки украшали шатры не только яркой каймой и сборками навеса, но и теми же бантами-лентами-фестонами-кисточками, вот так. А вы говорите - "Табор уходит в небо" слишком красочный, ага!

Далее, в обязанности цыганского мужчины входила подготовка к зиме. Сюда входил не только поиск места для постоя, но и добыча сена (обычно выпрашивали, так или в обмен на что-то), срочная продажа "лишних" коней (в крестьянскую конюшню больше трёх-четырёх не поставишь, а могло быть их и семь, и восемь у одного хозяина) и покупка шуб-полушубков-тулупов на всю семью (для лёгкости передвижения по весне эти лишние в походе вещи продавались).

Кроме шестов, сами цыгане делали только кнуты, зато как делали: узорчато, сложно, от кнутовища и до ремня. В кнутовище частенько заливали металл для тяжести, поскольку кнут был ещё и оружием защиты. Именно поэтому я гнусно хохотала, найдя правила некой реконструкторской игры, в которых было указано, что цыганский кнут как оружие использоваться может, но вреда никакого не наносит, потому что им, мол, только щёлкают, ага.

Кнут был священным мужским предметом, женщина его даже коснуться не могла. Он был гордостью и украшением мужчины, он был дорогим подарком от старшего цыгана - младшему, его могли отдавать впридачу к коню - и такая "придача" здорово поднимала коню цену. Более того, кнут был вместилищем торговой удачи, своего рода талисманом!

А всё оставшееся от вышеперечисленного время, напомню, цыган действительно пользовался свои правом отдыхать и ничего не делать.

Как же изменилась жизнь мужчины в цыганском обществе после оседания?

А очень по-разному.

У котляров она изменилась несильно. Многие из них продолжают работать с "жестью", другие расширили традиционные профессии до возни с автомобилями и ресайклинга металлолома (сбора по улицам или списанного с заводов и дальнейшей продажи-починки-сдачи). В связи с этим припомню очень понравившуюся фразу от котляров:

Зря руска рома рожу-то кривят, металлолом - дело хорошее, им вон и пионеры занимались .

Стало считаться особым шиком, чтобы семья жила полностью за счёт мужчины, теперь это считается признаком особой крутости и профессиональной успешности. Жена-гадалка - отныне признак бедствующей семьи, с необоротистыми мужчинами. При этом на сторонний взгляд кажется, что мужики - трутни трутнями, веди они нигде не работают, а за металлоломом или с баками-корытами не каждый день ездят.

У русских цыган изменение роли мужчины пошло по двум разным сценариям. Когда стало незачем делать шесты и некому чистить шкуру, в одних семьях мужики нашли аналоги этим занятиям и стали "мужской рукой в доме", а также продолжали зарабатывать деньги в семью, только уже новыми способами (сейчас круг профессий русских цыган очень широк, как правило, это работы, требующие не более чем среднего образования, но поскольку в XX веке появились и цыгане с высшим образованием, то можно встретить инженеров, скульпторов, врачей и теде и тепе). В таких семьях мужчина на данный момент является основным добытчиком, хотя и женщины часто работают. Не работают, как правило, у бизнесменов (имеющих в анамнезе предков - крупных барышников... семейная жилка).

В других семьях мужики спокойно сказали:
- Шатров нет, коней нет, так что делать мне нечего, могу весь день лежать кверху пузом!
И лежат, а вы что думаете. И сыновей так воспитывают. Что характерно, именно в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия (не имея другого способа реализоваться, проявить своё превосходство над женщиной, жён бьют смертным боем и держат в ежовых рукавицах гораздо круче, чем в семьях первого типа, женские нужды и желания ни во что не ставят), а также именно такие семьи поголовно криминализовались либо маргинизировались в дикие 90-ые, в то время как большинство семей первого типа более-менее устояли на ногах и остались при чести.

По счастью, к нашему времени угнетаемые молодки благодаря телевизору и личной наблюдательности уже сообразили, что их семейная жизнь не есть нормальна, и стали бросать граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев ради мужей первого типа или просто вольных пампасов, так что есть все шансы, что семейная модель в цыганском обществе снова выправится до традиционной.

На том позвольте откланяться. Обещаю в будущем написать про лошадей и конокрадство:)

Надеюсь, вам понравилось!

п.с. Если кто начнёт спрашивать "А кузнецы-то, кузнецы-то где?" - а кузнечеством занимались в России сэрвы и влахи, но о них я не стала, потому что их бабушки мне пока не попадались. Зато русских цыган в России больше всего.

п.п.с. Интересное из комментов -

notado :
"Примерно 1970-1971 гг, Рязанская область. Деревня, из всех признаков цивилизации только электричество. Ни дорог, ни магазинов, ни медпунктов, ничего -- там и теперь так. Приезжают цыгане летом на 3-4 телегах, человек 20. Их встречают, как родных, потому что это инструменты для мужчин, нитки-иголки, лекарства типа йода и валидола, игрушки, какие-то вещички элементарные, мыло и т.п. И все дешево. Словом, коробейничали. Часто с ними расплачивались продуктами. Некоторые оседали. Так отец жены моего двоюродного дяди -- таборный цыган. В начале 1960-х женился на колхозной девчушке, всю жизнь проработал в деревне, кажется, на МТС. К ним то и дело цыганская родня в гости приезжала, а на рождение первенца подарили магнитофон катушечный -- это что-то невероятное было по тем временам."

75dc287ea30b451 :
"Кисунько Г. В.
Секретная зона: Исповедь генерального конструктора

– На базаре мы тебе подножку устраивать не будем. Так что, пожалуйста, друг любезный, поделись своими секретами с государством...""

krysochka -
"Про постой в деревне слышала от двоюродной бабушки, её отец (а мой прадед) очень любил цыган на постой пускать, к нему даже постоянно одни и те же из года в год приезжали (Тверская область).

А у нас (в Твери) соседи черт знает чем занимаются (одни золотом, другие, кожется, и вовсе наркотой), но недавно откуда-то появился замечательный старик, разъезжает на телеге, запряжённой старой лошадью, собирает металлолом и попутно катает детей (еще бы не кататься - телега, лошадка!) А ведь очень много лет такого не было, с самого моего детства, когда я, помню, выбегала с совочком и лопаткой собирать за цыганской лошадкой "удобрение" для огорода. Так что старик с телегой - классное такое зрелище, ностальгическое."

Настроение сейчас - Веселое

У цыганского флага
есть своя символика: верхняя часть синего цвета, что означает небо, нижняя часть полотнища - зеленая - означает траву, а
посредине красное колесо - знак вечной дороги.

СВАДЬБА. Родители женят своих
сыновей и дочерей в 16-18 лет. Подходящую пару
выбирают родители. Вот посватался жених, родители невесты присматриваются -
хорош или нет. Если взрослые сговорились, то они должны устроить для жениха и невесты пышную свадьбу. Бывает, невесту
воруют. Это старый закон. Приглянулась парню цыганская девушка - он может ее украсть. Важно, чтобы потом, когда все
раскроется, он соответствовал традициям. То есть «вор» должен быть честным и порядочным человеком». Для цыган необязателен
штамп в паспорте, а венчание в церкви приветствуется. «В день свадьбы главными распорядителями праздника можно считать
свата и сваху, которые должны быть пожилого возраста и не быть родственниками молодоженов. Гуляем либо в доме, либо в кафе
или ресторане. Танцуем семьями. Ведущие объявляют: «А сейчас пусть выйдет семья такая-то». И все от мала до велика должны
сплясать. В полночь сваты уводят молодых в спальню и остаются стеречь у двери их покой. Потом они должны принести простынь
и показать всем гостям, мол, свадьба честная.


ЯЗЫК. У цыган хотя и есть свой язык, но у них нет алфавита. Поэтому цыганские слова они пишут русскими, венгерскими или
румынскими буквами - в зависимости от места проживания.

ЗОЛОТО КАК ПАМЯТЬ О РОДИТЕЛЯХ

Цыгане носят слишком много золота, считают гаджо (нецыгане). У рома есть этому простое объяснение. «Посторонние люди
думают, что мы очень богатые, если в золоте ходим. Но покупка золота - давняя традиция. Когда наши семьи веками кочевали,
какое имущество мы могли купить и возить с собой? Только украшения. - Кроме того, отец
семейства должен оставить своим детям наследство, а что может быть лучше, чем цепочки, сережки или браслеты? А так как в
наших семьях 5-6 детей, то и золота покупаем немало. И считается, что так у ребенка остается память об отце и матери. Дети
хранят эти дорогие для них подарки всю жизнь. А для дочери - это еще и солидное приданое.

КОДЕКС ЦЫГАНСКОЙ ЧЕСТИ: СЛУШАЙ СТАРШИХ И МУЖА

Цыгане свято чтут свои законы. Главное правило: настоящий ром никогда не обидит, не оскорбит, не обворует тех людей,
среди которых живет. «Ромале привыкли доверять друг другу, поделятся последним куском хлеба и всегда помогут в трудную
минуту. Если ром придет ко мне и скажет: «Отдаю тебе на сохранение золото», то он может быть спокоен - с его ценностями
ничего не случится. Если же мы узнаем, что кто-то из наших преступил закон, то такого человека можем вычеркнуть из нашей
жизни. Например, за убийство, торговлю наркотиками».

Изгнание из сообщества считается у цыган самым страшным наказанием. Человека перестают приглашать в гости, помогать.
Ромы - гостеприимный народ. Если переезжают из города в город, то всегда могут пожить у своих собратьев, взять в долг.
Скрыть темное прошлое не удастся. Цыганская почта (по принципу: из уст в уста) работает молниеносно и навести справки о
той или иной семье не составит труда.

У ромов есть деление на своеобразные касты по способам заработка: одни просят милостыню, другие - торгуют на рынках.
Отдельную нишу занимают те, у которых есть свой бизнес, например, рестораны или магазины. Особым почетом пользуются
творческие династии - это цыганская интеллигенция.

Закон уважения старших - незыблем. Дети должны слушать родителей. «Не дай Бог, детвора ослушается отца, мы наказываем
ребенка кнутом. Не рукой или еще как, а именно кнутом. Так делали и отцы, и деды. В каждом доме хранится кнут. А жены должны во всем быть послушны мужу. «Жена должна уметь и приготовить, и развлечь, и заработать. Если же
происходят разлады, то за советом идут к старейшинам, которых гаджо (нецыгане) называют цыганскими баронами. Но у цыган нет
баронов, есть просто уважаемые люди, которые среди ромов обладают авторитетом.

ПОВЕРЬЯ РОМОВ: ПОДКОВА КОНЦАМИ ВВЕРХ И БОЛЬ С РАДОСТЬЮ

Огромное внимание цыгане уделяют различным символам и суевериям, ведь так у них из поколения в поколение передается
народная мудрость. Если цыган нашел на дороге подкову, он не может пройти мимо, а должен поступить по науке. «Подкова
для цыгана - символ счастья. И висеть на двери дома она должна концами вверх, чтобы не вылилось счастье. Если цыган
найдет на дороге подкову, которая лежит концами от него, то это знак удачи. Он должен подобрать ее и повесить на двери
своего дома. Если цыган не подберет подкову, ему улыбнется удача только в этот день. Если подберет - везти будет
всегда. Если же найденная подкова направлена концами к цыгану, подбирать ее нельзя, так как она несет неудачу.
Надо перебросить ее через левое плечо или подвесить на дерево концами вниз, чтобы вылилась неудача, сплюнуть и
продолжить путь дальше.

ТРАВЫ И ЗАГОВОРЫ. Цыгане не любят врачей, по старинке предпочитая обращаться за помощью к знахарям. Может, именно поэтому
многие ромы нечасто болеют и долго живут. «Лекарства в аптеке нельзя покупать, химия все это. Я лечусь только
народными средствами. Допустим, когда болят глаза, делаю настой из бузины. Его можно пить при кашле и простуде. Давая настой,
нужно приговаривать: «О, боль, с глаз перейди в воду, перейди в траву, перейди в землю.
Иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся». И мне всегда помогает!
Всю жизнь удивляюсь тому, что только цыгане могут сказать о боли: «Иди и радуйся!».

КОТЛЯРЫ - «МЕТАЛЛИСТЫ», КРЫМЫ - ЗОЛОТНИКИ

Наш народ - котляры - самый древний из цыган. Кстати, мы называем себя цыганами и никогда не называем ромами. Ромами, как
правило, называют себя кишиневцы, которые вышли из Молдавии и Румынии, или крымы - это цыгане-мусульмане. Хотя язык у нас
общий, но они другие. Кишиневцы занимаются гаданием, кочуют... Крымы - скупкой и продажей золота. А мы - котляры - всегда
зарабатывали себе на жизнь железом. Мой дед и мой отец были кузнецами. Но сейчас все мужчины моего табора зарабатывают тем,
что заключают договора с разными предприятиями и выкупают у них за бесценок детали и разный железный лом.

Отчего цыгане так любят золото

Пристрастие цыган к золоту не заметил только ленивый. Украшения, зубы и комплименты цыгане предпочитают золотые и побольше.
Золочёные и золотистые обои, мобильники, туфли, пуговицы, оправы солнечных очков… Даже красное колесо на цыганском флаге
некоторые организации перекрашивают в золотое.

Самым простым объяснением такого пристрастия было бы банальное корыстолюбие. Действительно, цыгане большое внимание уделяют
достатку. Нельзя пройти мимо пословиц, основанных на игре слов: «бедный – считай, что вор», «где бедность, там воровство».
Одевать детей красиво даже для похода в песочницу, рассказывать об успехе своего бизнеса к месту и не месту,
демонстрировать совершённые дорогие покупки – может показаться, что богатство для цыган является самоцелью. Однако
богатство – лишь один из основных способов показать свою профессиональную состоятельность, свою сметливость, удачливость,
высокий профессиональный уровень (второй, естественно, хвалиться всем этим напрямую, на словах).

Другой причиной пристрастия к золотым украшениям цыганок (хотя такие украшения любят у цыган и мужчины) этнографы полагают
страхование женщины от нищеты в случае развода. Если муж из дому погонит, то может не дать с собой денег и не разделить
имущества, но серьги-кольца срывать вряд ли будет. Во всяком случае, подобная система существует у многих восточных
народов: турок, арабов…

Но кроме практической основы цыганской страсти к золоту есть и мистическая.

Золото – особый металл, так считают многие народы. Золото не берёт ржавчина, возможно, поэтому оно считается металлом
чистым, и более того, привлекающим счастье и деньги. У народов Европы рассказы про золото часто связаны с кровью, с
проклятием. В цыганских сказках оно может быть связано с нечистой силой, но акцентуации «где золото – там проклятья и
кровь» – нет. Основной «золотой» сюжет цыганских сказок – удачливый цыган находит клад, ударив палкой по змею или угодив
лешему (который, кстати, не является сам по себе отрицательным персонажем – он наказывает за дурные поступки и помогает
хорошим людям).

Золото – лучший подарок на свадьбу, особенно невесте; так, крёстные девушки дарят ей золотые украшения почти в обязательном
порядке. Если молодой муж хочет показать свою любовь и заботу, он оплачивает жене постановку золотых коронок на зубы (это и
демонстрация собственного богатства, и магический дар – удача и доходливость, которые притягивает золото). Котляры России,
имеющие обычай выкупа невесты, до сих пор используют для этого золотые монеты, или их специально изготавливаемые из золота
копии. Невесту покупают не за деньги – за Золото.

Дареное или перешедшее по наследству золото нельзя продавать или обменивать – это больше, чем дурная примета, это очень
плохо. Тогда удача отвернётся, а удача – это то, чему цыгане придают огромное значение. Крайний случай извлечения выгоды
из такого золота – сдача в ломбард с обязательным последующим выкупом.

Надеясь притянуть удачу и «денежность», цыганские родители иногда дают своим чадам имена, связанные с золотом: Золотой,
Сумнакай, Сувнакуни, Златан и т.п.

Мы уже не ходим в национальных одеждах. Во-вторых, мы забыли многие слова из цыганского словаря. И в
нашей речи уже присутствует русский язык. Ведь у нас нет школ или даже отдельных классов по изучению нашей истории, культуры, танца. На это, с одной стороны, нет денег, с другой - нет преподавательских кадров. Хотя всех детей в семьях учат двум языкам - русскому и цыганскому.

А в плане обрядовой стороны праздников?

Цыганские обряды не многим отличаются от русских. Единственное условие - девушка должна быть чистой. Это номер один,
и простыня показывается всем.

Это сохранилось до сих пор или это просто формальность?

Это сохранилось до сих пор и обязательно на каждой свадьбе. Только песни и танцы цыганские. Все без исключения цыгане
поют, особенно, когда выпьют. И еще у нас мужчины сидят отдельно, а женщины отдельно.

Мужчина есть мужчина, а женщина - это женщина. О чем ты можешь разговаривать за столом с женщинами? Ты с мужчинами
должен общаться. Дома для жены есть время.

Брак цыгана и нецыганки не приветствуется…

Растворение крови. Если такое происходит, она должна принять цыганские законы целиком и полностью и жить по цыганским
обычаям. Женщины у нас не ходят в брюках. Женщина не говорит, когда говорит мужчина. Когда к цыгану в гости приезжают цыгане,
женщина только подает угощение, она не имеет право сидеть за столом. Мужу она подчиняется душой и телом.

Женщина отлучается от общества, если она изменила. Чаще всего она уезжает в другой город, где ее не знают.

А как с женским образованием?

На нижайшем уровне. Если ребята сейчас начинают поступать в учебные заведения, то девочек совсем мало. Отношение примерно
один к девяти.

И вот ваша организация выступает за повышение уровня образования цыган с одной стороны, а с другой вы обязаны подчиняться
национальным законам, по которым женщина не может противоречить мужу…

Да, есть такой парадокс. Вот нам такая европейская организация Центр по защите прав цыган говорит: вы не имеете права
женить детей в пятнадцать-шестнадцать лет, это противоречит демократии. А как же мы не имеем права, если это входит в наши
законы? Что может решить девушка в шестнадцать-семнадцать лет? За кого ей выйти замуж, решают ее родители, и в 90 процентах
без ее согласия.

А зачем девушку так рано отдавать замуж?

Чем раньше это произойдет, тем лучше, тем быстрее она привыкнет. А когда ей 20-25, у нее уже сформированы какие-то
увлечения, которые могут завести не в ту сторону, мы от этого оберегаемся. Бывает, что молодые, которые полюбили друг
друга, убегают. Потом возвращаются, но что ж уже сделать - приходится их женить. Но это не приветствуется.

А детям, может, по каким-то правилам даются имена?

Нет, имена нам даются православные. Правда, лет 30-40 назад была мода называть детей как в индийских фильмах - Артуры,
Раджи. На самом деле я немного знаю цыганских имен - пять-шесть. Мерикла от слова «бусы», Патрина от слова «картина»,
мужские Забаро, Лачо, Гожо. Мы их сейчас редко применяем, потому что нет их в церковном словаре, чтобы крестить ребенка.

Чаще всего цыганский народ ассоциируется с гаданием…

Гадание - исконно народное цыганское занятие, несмотря на то, что по христианским законам узнавать будущее - это грех.
Секреты гадания передаются из поколения в поколение по женской линии. Это у нас в крови. И ведь в большинстве своем цыганки
угадывают многое. А насчет гадалок на улице… Женщин чаще всего подводит собственное любопытство и желание кого-нибудь
приворожить.

А какие черты характера Вы можете назвать национальными?

Номер один - цыган в доме хозяин. Из этого следует наша устойчивая семейная жизнь, и меньше от этого разводов. А в целом,
можно сказать, что цыгане - горячий народ.